^Вверх

logo

Наши фото

Перечень модулей

I.Наименование и теоретическая интерпретация опыта:

1. Наименование, темы опыта.

2. Условия возникновения опыта, актуальность и перспективность.

3. Ведущая теоретическая база опыта.

4. Новизна опыта.

5. Ведущая педагогическая идея опыта.

6. Результативность опыта.

7. Адресная направленность.

8. Трудоёмкость опыта.

II. Технология опыта:

  1. Фольклор на музыкальных занятиях.
  2. Фольклор вне занятия.

3.  Работа с родителями, воспитателями групп по данной теме.

III. Приложение:

  1. Конспекты занятий.
  2. Сценарий праздников и развлечений.


I. Наименование и теоретическая интерпретация опыта.

1. Наименование темы:  

«Фольклор в жизни детей».

2. Условие возникновения опыта, актуальность и перспективность.

Приобщая детей к русской национальной культуре, нужно сделать так, чтобы фольклор стал неотъемлемой частью жизни ребёнка: заставляла радоваться и грустить, переживать и сочувствовать, уравновесил их эмоциональное состояние.

Приобщение детей к истокам культуры даёт возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа.

В настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос международного общения людей, оно значительно облегчается при условии знания и понимания национальных культур народов, что возможно только на основе постижения своих собственных народных культурных корней. Фольклор отражает особенности исторического развития народа, что поможет лучше узнать свою историю.

Перспективность: в поступлении детей в фольклорные коллективы, ансамбли, школы города, центры детского творчества.

Данный опыт решает ряд проблем:

  • Проводимые народные праздники не только обогащают знаниями и умениями, но и помогают ребенку раскрыться – познать себя.
  • Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче и разнообразнее.
  • Знакомство с национальной культурой детей даёт ребёнку ещё и определённые знания, накапливает жизненный опыт.
  • Прививает любовь к творчеству.
  • Дети познают национальные традиции.

3. Ведущая теоретическая база опыта:

Теоретической базой отдыха являются исследования: теория Купряновой – создании фольклора, как непременной составляющей духовности самобытности фольклора, преемственности поколений, приобщая к национальной культуре истории народа; теории Папанова – о развивающим обучением детей игре на русских народных музыкальных инструментах; теории Радыновой – приобщении детей к фольклору начиная с младшего дошкольного возраста; теории Науменко – через народное пение помочь каждому ребёнку обрести любовь к старинным напевам, родному языку к творчеству – любовь к своей Родине.

  1. Новизна опыта заключается в теории Г.М. Науменко «Обучение детей Народному пению усовершенствованной в нынешних условиях  детского сада №12 «Колокольчик»».
  2. Ведущая педагогическая идея опыта:  приобщить дошкольников к русской национальной культуре и постоянное общение с фольклором (погружение в истоки национальной культуры, вызвать чувства и едиства с природой)

Формирование эмоционально-эстетического воспитания родной культуры, развития духовности детей через пение, слушание, игры.

Реализацию этой идеи вижу в:

  • подготовки необходимого репертуара;
  • сочетания традиционных и нетрадиционных приёмов обучения;
  • соучастие в организации музыкальной деятельности детей музыкальных руководителей и родителей;
  • в работе с сотрудниками – это интенсивное привлечение их во всех начинаниях, участиях в концертах;
  • участие в изготовлении костюмов, атрибутов, декорации.
  1. Результативность опыта дошкольного возраста:
  • Постоянное обращение к русскому фольклору сделали речь детей богаче и разнообразнее.
  • Проводимые народные праздники не только обогатили знаниями и умениями, но и помогли ребёнку раскрыть себя.
  • Знакомство с национальной культурой дало ребёнку определение знания, жизненный опыт – о быте, знания природных явлений, знаниях о календаре, ориентированию погодных и природных условиях, семейно бытовых обрядов, которые непременно заключали в себе функции нравственного и эстетического воспитания.
  • Прививается любовь отечеству.
  • Дети умеют определять музыкальные средства выразительности (характер, темп, динамику).
  • Повысился интерес к народной музыки.
  • Отмечена заинтересованность родителей (по участию их в концертах занятиях, развлечениях, в изготовлении костюмов).
  • Детям нравится выступать (исполнять народные песни, играть в игры, передавать музыкальный образ в танце).
  1. Адресная направленность : Опыт может быть использован музыкальным руководителям дошкольного учреждения, родителями.
  1. Трудоёмкость опыта: подбор различного репертуара по фольклору (создания фонетики). Разработки сценариев к праздникам и развлечениям, изготовления дидактических игр, музыкальных инструментов картинки и ноты для фланелеграфа, подбор наглядного материала.

II. Технология опыта.

      Использования фольклора на музыкальных занятиях во всех видах деятельности, и в специально организованных досуговых мероприятих строится по следующим направлениям:

      1,2 младшие группы: «Учимся петь»

Простейшие коллективные действия (сидеть, ходить, слушать в процессах дидактических игр пения на удобной высоте.

       Средняя группа: «Пения, движения в фольклоре»

Воспроизведения простейших ритмических рисунков (хлопками в ладоши…).

Соединения слова, напева и движения в игре.

Постепенное освоение певческих навыков – интонирование простейших попевок, пения в унисон.

       Старшая группа: «Выразим себя»

Предоставление каждому ребёнку возможности раскрыть свои способности, развивать творческие навыки. Упражнения на развития навыков певческого дыхания. Стимулирования творческой активности каждого ребёнка.

       Подготовительная к школе группа: «Найди к каждому ребёнку свой ключ»

       Восстановление у детей творческо-исполнительных навыков.

Умения двигаться под музыку и подыгрывать себе как музыкальных инструментах. Исполнять, раскрывая содержания песни выявляя её смысловое содержание умения передавать художественный образ.

       Включение детей в мир фольклора происходит постепенно. Восприятие и исполнение фольклора на занятиях направленно на развитие художественно-образного мышления, творчества, что способствует гармоническому сочетанию интонационно-выразительного пения с движением. При знакомстве с народной песней с движением. При знакомстве с народной песней расширяю представление ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке, что повышает речевую культуру детей. Не только развивает необходимую коррекцию движений, но и позволяет убедительно расширить содержание песни, глубже передать характерность музыкально-поэтических образов.

        При знакомстве фольклора в музыкальной деятельности детей использую следующие приёмы:

  - Начинаю знакомство с фольклором с произношения текста нараспев;

  - Используя попевки с несложным ритмом и маленьким диапазоном;

  - Использую яркое, выразительное исполнение, яркие словесные и наглядные методы (русские народные костюмы, использование магнитофонных записей);

 - Сочетаю пения с движениями, игрой, что помогает тем самым проявлению творчества детей.

     Все указанные приёмы могут сочетаться друг с другом и варьироваться. Но все они будут эффективными при выразительном исполнении и при сотворчестве взрослых и детей.

Репертуар фольклора использую по схеме от простого к сложному:

       I, II младшие группы: «Пальчики –ручки», «Прятки», «Сапожки»;

Пения и музыкальные ритмические движения: «Танец с куклами», «Дождик», «Ходит Ваня», «Ах ты берёза»;

Слушания: «Из под дуба, из под вязи».

       Средние группы: Пения: «По малину в сад пойдём», «А я по лугу»;
Слушания: «Ах ты, берёза».

       Старшие группы: Слушание: «Колядки», «Ты коси моя коса»;

Пения: «Как на тоненький ледок», «Веснянка».

       Подготовительные группы: Слушание: «Сказка о царе Салтане», (3чуда  «Белочки»);

Пение: «Ой, бежит ручьём вода», «Колядки», «На горе-то калина», «Ой вставала я ранешенько», «Картошка».

       А также использования р.н. игр: «Плетень», «Горшки», «Гори, гори ясно», «Кострома», «Золотые ворота», «Лень», «Зелёная роща» (Приложение №1).

       Опыт показал, что дети легче усваивают песни, произведения, отличающиеся образной характерностью, привлекательностью, доступностью, интересной и запоминающейся мелодией.

    Фольклор в жизни детей вне занятий.

      А) Концертная деятельность. Приглашение детского Фольклорного коллектива «Свирель», выступления фольклорного коллектива школьников, «Колокольчик». В репертуар, в которых входят песни эмоционального образного поэтического, художественного содержания. Что в свою очередь не только решает проблему преемственности, но и является средством музыкального воспитания.

Репертуар: «Во древни-то было в Ольховке», «Прялочка», «Блины», «Чернобровая моя».

      Б) дни рождения детей – музыка звучит как подарок именинникам, для игр, хороводов.

      В) Праздники: «8 марта», «9 мая», «Осенние посиделки», «Выпуск в школу», «Играя баян», « Труд людей».

      Г) Использование в группах фольклора в грамм записях, магнитофонных записей. (Приложение №3)

          Для приобщения детей к фольклору сотрудничаю с воспитателями и родителями:

        Рекомендую воспитателям использовать фольклор при утреннем приеме детей, что способствует быстрому налаживания эмоционального контакта между воспитателем и ребёнком:

        - использование р.н. колыбельных перед сном,

        - на других занятиях,

        - в самостоятельной деятельности,

       - привлекаю воспитателей для участия в фольклорных праздниках и (изготовление р.н. костюмов),

       - проведения занятий – практикумов с воспитателем по проблемам народного музыкального развития детей.

       Работа с родителями:

       Советую: 

  1. Совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальные ритмические движения, игры хороводы) на зарядке одновременно с другим видом деятельности.
  2. Прослушивание магнитофона, грамм записей (музыкальных р. н. сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей)
  3. Собирать р.н. фольклор.
  4. Совместные праздники, концерты, музыкальные вечера (с использованием на них репертуара р.н. песен).
  5. Проводить совместные походы с детьми на концерты, театры в музыкальной школе.
  6. Рекомендую используемый репертуар по фольклору.
  7. Рассказываю родителям об опыте музыкального развития в детском саду.

      Для приобщения к фольклору в семье следует отбирать произведения с эмоционально-поэтическим содержанием, доступные для детского восприятия. Это должны быть попевки и песни с небольшим диапазоном и яркой мелодией запоминающимся ритмом (песни Кадышевой, ансабль «Узорье», «Русские песни Алтая», песни «Петушок», «Василёк», «Зайка ты зайка», «Поёт, поёт соловушка», «Ладушки», «Сорока» и т.д.).

Приложение: № 1

Жизнь наших предков.

Занятие.

Цель: воспитывать любовь к традициям и фольклору русского народа.

  Предварительная работа: перед праздником воспитатели в группах проводят беседы о труде крестьянина, сельскохозяйственном труде; о том, как люди работают осенью в своем огороде и саду; о том, как щедра осень на подарки. Дети разучили русские народные песни и хороводы.

Ход праздника.

  Старшие дети собираются в зале. Хозяйка с красными девицами сидят на лавочках за рукоделием и поют песню «Ой, заря ты моя, зорюшка». Дети здороваются, хозяева радостно встречают гостей.

Хозяюшка: Ах, батюшки, сколько вас пришло-то, привалило! Это вы к нам в помощники пришли?

Дети: К тебе, матушка, к тебе, родимая. Помогать пришли, мы труда не боимся?

Хозяева: А что вы делать-то умеете? (беседуют с детьми о работе в поле, в огороде, что такое жито, серп, закрома и т. д.).

Хозяюшка: Ах, вы мои милые, ох, вы  мои родимые, спасибо вам! Я и то думаю, ведь не управиться нам одним-то! Рада я вам несказанно, мои ненаглядные. Вы нам помогите, а уж угощеньем я вас не обделю. Вот девушки – жнеюшки с песнями в поле вышли, кто с ними?

    Девицы поют песню: «Серпы золотые»

    Серпы золотые,  жнеи молодые

    Веселенько жали, серпочки мелькали.

    Жито-то пожали – стали с пирогами.

  Девицы выносят сноп в корзине с колосьями, ставят посередине зала и заводят новый хоровод «Ты коси, моя коса», поют и имитируют движения – вяжут снопы. По окончании песни девицы разворачиваются в две шеренги (стенка на стенку) и пою песню: «Урожайная»

большой сноп (соединяют руки) и связывают его красной лентой, приговаривая:

  1-я девица: Ой, и слава богу, жито пожали.

  2-я девица: Жито пожали в копны поклали.

  3-я девица: В копны поклали на гумне стогами, в клети закромами.

  4-я девица: А в печи пирогами.

Хозяйка: Ах, посмотрите, гости дорогие, какой красавец сноп-именинник. Поставлю его в красный угол. А вы, детки ненаглядные, что про хлебушек

знаете? В старину ведь люди посвящали стихи, песни, припевки хлебу.

  Дети всех групп (средняя, старшая, подготовительная) читают о хлебе стихи, инсценируют песни: «Бай-качи-качи», «Урожайная» А. Филиппенко, «Огородная-хороводная», «Качаны».

Ведущая: А знаете вы, ребятки,  сколько нужно было трудиться, чтобы вырастить хлеб, и как тяжело достается урожай? Поговорки и пословицы  об этом знаете?

  Дети называют пословицы о труде.

Хозяйка: Заканчивались осенние работы, весь урожай убран с полей и огородов. И начиналось веселье! Гляньте на улицу, солнышко смеется, на лужок зовет. Все дети и взрослые выходят на улицу.

Ведущая: Кончил дело – гуляй смело.

                  Делу время, а потехе час!

                  У Петровых у ворот

                  Вьется, вьется хоровод.

                  Вьется, вьется хоровод, -

                  Собирается народ.

  Ведущая приглашает детей поиграть в игры «Шел король по лесу», «Заинька», «Княгини – бояре», «Летели две птички».

Хозяйка: Урожай собрали, в закрома поклали, хороводы пели. А силы –то у нас остались?

  Начинается игра «Тяни холсты».

                  Тяни холсты, потягивай!

                  В коробочку накладывай.

                  Это Сашин холст, это Вовин холст и т. д.

  Затем проводится аттракционы «Убери картошку», «С какой ветки детка».

Фольклорная группа: А теперь, ребятки, отгадайте загадки! (Загадывают загадки про разные овощи).  

  Затем проводится игра: «Рассортируй овощи и фрукты», игра про грибы или исполняется песенка «За грибами».

Хозяйка: А теперь пора нам снопы потешить, частушки спеть (сама запевает, к ней присоединяются другие взрослые и дети). А споемте-ка ребятки вместе «На горе-то калина».

  Дети и взрослые хором исполняют песню.

Хозяйка: Ну что ж, пора угощать вас, гости дорогие, пирогами вкусными с капустой да с ягодками, караваем.

  Под русскую народную песню вносят угощение.

Хозяйка: Каравай из нового урожая! Пирожки вкусные! А кто пожелает, может и чайку с травками из самовара отведать. Подходите к столу, не стесняйтесь!

  Все садятся за стол, угощаются, поют, благодарят хозяюшку за вкусные пирожки! Праздник заканчивается чаепитием.

                            

                                       Приложение № 2

 

Тема: Осенние посиделки.

Цель: привлечение интереса детей, родителей, педагогов к русским народным традициям, песням, играм.

Задачи: Расширить интерес к народным традициям; закрепить полученные знания через игровую деятельность; воспитывать любовь к русскому народному фольклору.

Декорации: в русском стиле: лавочки, столы, посуда, самовар, платки.

Ведущая:  На завалинка,  в светлицах

                   Иль на бревнышках,   каких

                   Собирались посиделки

                   Пожилых и молодых.

                   При лучине ли сидели

                   Иль под светлый небосвод

                   Говорили, песни пели

                   И водили хоровод.

                   А играли как!  В горелки!

                   Ах,  горелки хороши.

                   Словом эти посиделки

                    Были праздником души.

                    Быт людей отмечен веком,

                    Поменялся старый мир.

                    Нынче все мы по «сусекам»

                    Личных дач или квартир

                    Нам досуг порою малок,

                    И, чего там говорить:

                    Скучно жить без посиделок,

                    Их бы надо возродить!                  

         Хозяин (к родителям и гостям): - Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам не сидеть, да в окно не глядеть!  Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться.

         Хозяйка: - Рады Вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для Вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по  - старинному  посиделками называется.

             Хозяин: - Пожалуйте, гости!   Веселья  Вам,  да радости!   (дети заходят в зал)

             Хозяйка: - Здравствуйте, проходите, будьте как дома!

          Хозяин : - Не беспокойтесь хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не застоимся.

            Хозяйка: - Посиделки у нас сегодня не простые, а осенние.

            Дети: - Осень  славная пора

                          Любит осень  детвора

                           Сливы, груши, виноград

                              Все поспело для ребят.

                            И арбуз,   увидев важный

                           Оживится детвора

                               И радушно скажет каждый

                              Все: - Здравствуй, осени пора.

             Хозяйка: - закончилась пора сбора урожая.

                -Свеклу убрали?

             Дети: - Да!

                  - А Морковь убрали?

              Дети: - Да!

             - А картошки  много накопали?

            Дети: - Много!

                  (Песня «Картошка »)

                Хозяйка: - Давайте  проверим,  как вы умеете картошку убирать.

               ( Игра « Собери картошку»)

              Хозяин: - Хороши у нас гости, как дружно поют, а урожай как убрали, ни одной картофелины не оставили.

               Хозяйка: - Ох, хороши, огород убрали да и сели отдыхать, песни петь да плясать.

                Хозяин: - Мужики здесь – мастера,

                                     Ловко правят все дела,

                                    Да и женщины подстать

                                   Им не станут уступать.

                   Хозяйка: - А как праздник  наступает , весь народ гулять идет.  Вот и девицы – красавицы – заводят хоровод.

                    ( Хоровод:  « В хороводе были мы»)

                 Хозяйка:- Девицы -  красавицы, подскажите нам, как нужно встать, чтобы получился хоровод?

                    Дети: - ( за руки, кругом. )

        ( фонограмма Деда Егора , он кричит из- за двери )

                           Дед   Егор : - Ребята, я медведя поймал!

                     Хозяйка : - Так , веди его сюда.

                  Дед  Егор :- Не идет

                           Хозяйка : - Так сам иди

                    Дед Егор: - Да он меня не отпускает.

             ( заходит Дед Егор и он ведет медведя  )

                       Дед  Егор : - Здравья желаю, люди добрые

                         Хозяйка : - И вам не хворать

                   Дед Егор : – Вот идем мы с мишкой на ярмарку в город, решили к вам зайти

                   Хозяин : - Гость на дворе, хозяйке радость. Проходи добрый человек. Повесели нас.

                   Дед Егор : - Эх, мишка у меня не простой ученый много знает он потех, будут шутки, будет смех, а – ну-  мишенька,  покажи, как ты петь умеешь ?

              ( покажи : - как девки красятся; как парни горох воруют ; а как потом убегают… )

                     Хозяйка : - Ах, да мишка какой хороший, поиграй  мишенька  с моими ребятушками )

            ( Игра «Мишка» )

                          Дед Егор : - Ну,  мишенька  пошли, нам пора, а то на ярмарку опоздаем.

                       Хозяйка : - Спасибо за веселье, да свиданья.

                     Девушки ( родители ) : - Здоровья вам ! Нужны ли мы вам ?

                     Хозяин : - У нас гостики во дому , словно солнышко в терему.

                      Девушки : - Там ,где песня поется, весело живется. А ну запевай девчата частушки.

                      Хозяйка : - А вы ребята помогайте, нам на ложках подыграйте.

                       ( дети играют на ложках, родители поют )

                      Девушки : - Дорогим хозяевам бьем челом . И спасибо вам за прием.

                          Хозяйка : - Оставайтесь у нас на посиделках.

                           - Мы и пели и  играли

                           А теперь хотим плясать

                           Так попросим вас всех дружно

                           Нашу пляску поддержать

                             («Субботея»  - танец )

                          Хозяин : - Вам не кажется ребята, что к нам еще кто – то в гости просится ?  Проходите.

                         Чучело : - Здравствуйте люди добрые .

                            Хозяин : - Здравствуй , гость дорогой.

                        - Тут солома,

                        - Здесь репей,

                       - Нам ответе , поскорей

                         -  Кто же это надевает

                         - И народ честной  пугает

                        Дети : - Чучело.

               Хозяйка : - А откуда пришло Чучело, где оно живет ребята ?

            Дети : - ( в огороде )

            Чучело : - В огороде Чучело

                        Шапку   нахлобучело

                         Рукавами машет

                          И как  будто – пляшут

                            Ну  - кА, Чучело  давай,

                          Вместе с нами поиграй

                       Чучело : - Не могу сейчас играть, надо воробьев пугать.

                    ( Игра : « Чучело». )

                Чучело ; - Ох, и уморилось я пора на отдых , до следующей весны. ) До свидания , ребята.

              Хозяйка : - Полна горница гостей

                               Стало в горнице светлей

                               Приходите к нам на пир

                                Приглашаем целый мир

          Хозяин : - Веселись , душа играй

                         Вовсе зла не поминай

                      Приходите кто с добром

                         Мы всегда вас в гости ждем.

                        Хозяйка  ( выносит угощения, приглашая всех на чай. )

                       

        

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика
Copyrigcht © 2013 YaDemon248@mail.ru (Zarinsk)