^Вверх
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»
(АКИПКРО)
Рабочая программа
По духовно – нравственному воспитанию
Фольклорного кружка «Потешки»
Разработчик: Тагильцева Т. Д.
Музыкальный руководитель МБДОУ №12
Города ЗАРИНСКА
г. Барнаул
2014 год
1.1Пояснительная записка.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили наши предки? Как работали и как отдыхали? Что их тревожило? Какие обычаи они соблюдали? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого нужно обратиться к истокам русой народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе. Это и побудило начать целенаправленную работу по воспитанию детей на материале русского народного искусства . С целью сохранения самобытной духовной культуры и приобщения детей к русскому народному творчеству организована работа фольклорного кружка “Потешки”. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.
В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение трёх лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.
Программа рассчитана на 1год. Проводится 34 занятия (1 занятие в неделю). Для детей 5 - 6 лет.
Цель:
Создать условия для приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа, через песнями, играми, народные знания и народную мудрость, воспитание ребенка в русле традиционной отечественной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Задачи:
Методические принципы:
разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
традициям и обычаям своего народа .
применять знания в разных областях, моделях.
освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.
5. Принцип креативности (организации творческой деятельности) 6. Принцип эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с разными жанрами фольклора
После освоение рабочей программы дети: - проявляют интерес к фольклору; - различают жанры музыкального фольклора; - поют без напряжения, отчетливо произносит слова; - самостоятельно инсценируют содержание песен, хороводов, действует - не подражая друг другу; - играют русские народные мелодии - попевки на металлофоне ; Умеют: - подбирать элементы костюмов; - подыгрывать русские народные мелодии, на шумовых музыкальных инструментов; - самостоятельно составить рассказ о народном празднике. - интересуется созданием русской народной песни; - проявляют самостоятельность в создании музыкальных образов импровизаций; - включают элементы фольклора в свою самостоятельную деятельность; - оказывают посильную помощь сверстникам и взрослым; - проявляют самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками; - умеют применить речевые фольклорные обороты в быту; - используют в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…); - знают традиции и обычаи Родного края, понимают смысл народных праздников, умеют рассказать об этом. 2.Содержательный 2.1 Календарно – тематическое планирование
2.2 Способы поддержки детской инициативы: Организация:
2. 3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников - Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми и сотрудников детского сада - В рамках рабочей программы, родителям : помогать детям разучивать - песни, пословицы, скороговорки, готовить рисунки, элементы костюмов, декорации к оформлению праздников. - Совместные экскурсии, прогулки, развлечения, просмотр презентаций, видеофильмов.
3.1 Материально техническое обеспечение программы ролевые атрибуты к играм баян русские народные инструменты ( ложки, бубен, свистульки, рожок, ..) шумовые инструменты костюмы к танцам, праздникам предметы русского быта . 3.2Местореализации программы в режиме дня
Содержание рабочий программы реализуется во второй половине дня в кружке «Потешки» 3.3 Литература 1.Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет Методическое пособие Н. Г. Комарова, Л. Ф. Грибова Творческий Центр Москва 2007г.; 2. Программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, М.: Просвещение 2000 г.; 3.Народная культура и традиции Занятия с детьми 3 – 7 лет В. Н. Косарова Издательство учитель Волгоград 2012 г.; 4. Знакомство детей с русским народным творчеством Конспекты занятий и сценарии Т. А. Бударина, О. А. Макреева. Санкт – Петербург 2008г.; 5.Русские народные праздники в детском саду. Картушина М. Ю. – М., 2006 г. 6. Приобщение детей к истокам русской народной культуры О. Л. Князева., О. Л. Маханева – С – Петербург 1998 г.; 7.Русский народный фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. М. И. Кольцова., Дошкольное воспитание № 5 2010 г.; 8.Фольклор – музыка – театр С. И. Мерзляковой. , М. Гуманитарный центр ВЛАДОС 2005 г.; 9.Русское народное детское музыкальное творчество Г. М. Науменко – М. : Сов. Композитор, 1988 г.
. |