Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

            дополнительного профессионального образования

«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»

                                            (АКИПКРО)

Рабочая программа

По духовно – нравственному воспитанию

Фольклорного кружка «Потешки»

                                                                            

                                             Разработчик: Тагильцева Т. Д.         

                                         Музыкальный руководитель МБДОУ №12

                                       Города ЗАРИНСКА

 

                                              г. Барнаул

                                                 2014 год

  1. Целевой раздел

1.1Пояснительная записка.

  Сегодня мы на многое начинаем смотреть по  - иному,  многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа.

     С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили наши предки? Как работали и как отдыхали? Что их тревожило?  Какие обычаи они соблюдали? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

    Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.  Для этого нужно обратиться к истокам русой народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.  Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа,  его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

      Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе. Это и побудило  начать целенаправленную работу по воспитанию детей на материале русского народного искусства .  С целью сохранения самобытной духовной культуры и приобщения детей к русскому народному творчеству организована работа фольклорного кружка “Потешки”.                          Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

       В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.

      Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение трёх лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

   Программа рассчитана на 1год. Проводится 34 занятия (1 занятие в неделю). Для детей 5 -   6 лет.     

 Цель: 

Создать условия для приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа, через песнями, играми, народные знания и народную мудрость, воспитание ребенка в русле традиционной отечественной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Задачи:

  • Познакомить с обширным этнографическим и музыкальным  основами фольклорных традиций города Заринска, Алтайского края, различных регионов России.
  • Развивать певческие навыки.
  • Расширить работу по Народному календарю, изучение народных примет, обычаев, обрядов русского народа.
  •  Воспитывать любовь и бережное отношение к русской народной культуре.

     Методические принципы:

  1. Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением

разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.

  1. Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к своим близким (семье), любовь и уважение к

традициям и обычаям  своего народа .

  1. Принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно

применять знания в разных областях, моделях.

  1. Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное

 освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является

человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.

  

5. Принцип креативности (организации творческой деятельности)

 6. Принцип эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями

                      от  соприкосновения с разными жанрами фольклора

  1. Планируемые результаты освоение программы:

После освоение рабочей программы дети:

-  проявляют интерес к фольклору;

- различают  жанры музыкального фольклора;

- поют без напряжения, отчетливо произносит слова;

- самостоятельно инсценируют содержание песен, хороводов, действует -  не подражая

 друг другу;

 - играют русские народные мелодии - попевки на металлофоне ;

Умеют:

- подбирать элементы костюмов;

 - подыгрывать русские народные мелодии, на шумовых музыкальных инструментов;

- самостоятельно составить рассказ о народном празднике.

- интересуется созданием русской народной песни;

- проявляют самостоятельность  в создании музыкальных образов импровизаций;

- включают элементы фольклора в свою самостоятельную деятельность;

- оказывают посильную помощь сверстникам и взрослым;

- проявляют самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками;

- умеют применить речевые фольклорные обороты в быту;

- используют в повседневной жизни произведения малых форм фольклора

(колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…);

- знают традиции и обычаи Родного края, понимают смысл народных праздников,

умеют рассказать об этом.

2.Содержательный

2.1 Календарно – тематическое планирование

Тема

Мероприятия

Взаимодействия с родителями

Сентябрь

«Народный календарь»

1.

2.

3.

4.

Беседа :«Давайте познакомимся с календарем».

Занятие: « Русская народная песня»

Занятие: «Гармошечка – играй рассказывай»

Посиделки:

«Ах, капустка моя».

1. Родители знакомят детей с календарными осенними праздниками и их традициями в семье.

3. Разучиваем пословицы  поговорки о труде.

4.Вовлекают детей в процесс засолки капусты и выпечки пирогов.

Октябрь

«Осень золотая»

1.

2.

3.

4.

Занятие: «Где был Иванушка?»

Смотрим видеофильм «Закружись веселый хоровод».

Выставка рисунков: «Хлеб - всему голова».

«В гости к осени»

(праздник)

1.Знакомить детей с пословицами и поговорками о хлебе.

2. Развивать дикцию детей, используя прибаутки.

3. Рисуем вместе «Хлеб всему голова»

4.Помощь в оформлении музыкального зала к празднику

Ноябрь

«При солнышке тепло, при матушке добро»

1.

2.

3.

4.

Фестиваль:«Без частушек прожить можно, да чего – то не живут»

Играем в русские народные игры

Экскурсия в музей русского быта организованный в детском саду

Праздничный концерт:«Матушка родимая»

1.Учим частушки, пословицы о матери

2.Совместная экскурсия с родителями в музей

3.Играем в разученные игры дома,

Рассказываем об играх своих родителей, в детстве.

Декабрь

«Здравствуй зимушка – зима»

1.

 2.

3.

4.

 Занятие: «Песни Зимы»

Зимняя прогулка: «Зимние забавы»

Мамина кладовая

Праздник: «Новый год у ворот»

1.Украшение элемента русского костюма (кокошника) дома

2. Бабушкина колыбельная разучить

3.Привлекать детей и родителей к изготовлению атрибутов и оформления зала к празднику.

.

Январь

«Коляда»

1.

2.

3.

Развлечение:«На пороге коляда»

Занятие:«Святки»

Соревнование:«Праздник валенка»

1.Учить петь песни-колядки.

2.Приготовить атрибута к соревнованию

Февраль

«Защитники земли русской»

1.

 2.

 3.

4.

       

Занятие: «Былинные песни»

Развлечение:«Богатыри»

Инсценировка

«Блины русские»

.

1.Разучиваем пословицы о Родине

2.Читаем былины.

3. Изготовляем костюмы для детей и родителей( пап)

Март

«Широкая Масленица»

1.

2.

3.

4.

Занятие: «Первый месяц весны»

Развлечение: «Гостьюшка годовая»

Конкурс: «Девичья  краса»

Экскурсия в музей:«Знакомство с прялкой»

1.Познакомить детей с традициями русского народа – Масленица, масленичная неделя так как празднуют его дома, сходить на городской праздник

2. Учить плести косу, подготовиться к конкурсу

.

Апрель

«Весна красна»

1.

2.

3.

4.

Занятие:«Птицы летите – весну несите»

Занятие : «Заклички»

Развлечение:«Сороки»

Выставка:«Пасхальное яичко»

1. Разучиваем с детьми песенки-заклички

2. Готовим работы на выставку

Май

«Русская песня»

1.

2.

З.– 4.

Прогулка:«Весну привечаем – игры затеваем»

Викторина:«Коротай дорогу с песней»

Презентация проектов: «Мастера Алтайской земли»

1.Готовимся к викторине

2. Проводим совместную игровую прогулку.

3. Подготовка проектов и их презентаций.

2.2 Способы поддержки детской инициативы:

Организация:

  1. конкурсов
  2. выставок
  3. Концертов
  4. Проектов

2. 3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

 - Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми и сотрудников детского сада

- В рамках рабочей программы, родителям :  помогать детям разучивать -  песни, пословицы,

скороговорки,

готовить рисунки, элементы костюмов, декорации к оформлению праздников.

-  Совместные экскурсии, прогулки, развлечения, просмотр презентаций, видеофильмов.

  1. Раздел организационный

3.1 Материально техническое обеспечение программы

ролевые атрибуты к играм

баян

русские народные инструменты ( ложки, бубен,  свистульки, рожок, ..)

шумовые инструменты

костюмы к танцам, праздникам

 предметы русского быта

.

3.2Местореализации программы в режиме дня

                      

Содержание рабочий программы реализуется во второй половине дня в  кружке

«Потешки»

3.3 Литература

            1.Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет Методическое пособие Н. Г. Комарова,

            Л. Ф. Грибова Творческий Центр Москва 2007г.;

            2. Программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева,

             М.  Д. Маханева,   М.: Просвещение   2000 г.;

            3.Народная культура и традиции Занятия с детьми 3 – 7 лет В. Н. Косарова  Издательство

             учитель Волгоград 2012 г.;

           4.  Знакомство детей с русским народным творчеством Конспекты занятий и сценарии Т. А.

            Бударина, О. А. Макреева. Санкт – Петербург 2008г.;

 5.Русские народные праздники в детском саду. Картушина М. Ю. – М., 2006 г.

6. Приобщение детей к истокам русской народной культуры О. Л. Князева., О. Л. Маханева –

 С – Петербург 1998 г.;

7.Русский народный фольклор на  музыкальных занятиях, утренниках. М. И. Кольцова.,

Дошкольное воспитание № 5 2010 г.;

8.Фольклор – музыка – театр С. И. Мерзляковой. , М. Гуманитарный центр ВЛАДОС 2005 г.;

9.Русское народное детское музыкальное творчество Г. М. Науменко – М. : Сов. Композитор,

1988 г.

           

.