Актуальность темы        

          Задолго до создания педагогической теории, люди стремились 

воспитать молодежь   развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества,  как честность, любовь  к труду, гуманное  отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.

         Российское общество в начале 21 века настиг кризис утрат, прежде всего, в системе ценностей.

         Главной проблемой современного общества явилась утрата системы нравственных и духовных ценностей.

         Это глубоко переживается старшим поколением, но более всего подобные изменения влияют на дошкольников и подростков, так как прерывается связь поколений: нарушается духовная, нравственная, психологическая, культурная преемственность.

    

      Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России.   Изменилась не только жизнь, но и мы сами.

Мы гораздо больше,  чем нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще несколько лет назад просто не замечали. Мы стали ответственнее.  Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач, патриотического воспитания малышей.

                   Пояснительная записка

     Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не  в

состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому - к  родному дому, к детскому саду. А ведь эта основа из основ нравственного, патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.  

        Дошкольник, прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

        В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства , начиная с игрушек и заканчивая издательскими,  театральными, музыкальными проектами, оказала разрушительное влияние на психику малышей. Куда-то исчезли наши старые игрушки, книги, мультфильмы.  Им на  смену пришли герои  зарубежных сериалов: супермен, Бетман, охотниками за привидениями, монстры и т. д. Массовая культура запада и Востока навязывает нашим детям чужие ценности: культ денег.  Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

         Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоцианально насыщенного образа родного дома, детского сада.  Нельзя оставаться сторонними  наблюдателями.  Необходимо принимать меры: укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории города, края, страны, в том числе с государственной символикой.

            Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу словом и делом помогать друзьям, своей семье, пожилым людям.

           Между тем, в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И есть негативные осуждения.

          Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Но  если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна. Судьба Родины в руках Родины. Такова,  какой мы ее сами сделаем.

         Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного  возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада , родного города,   Родины, наличия у детей таких качеств, как собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Важно, чтобы ребенок уже в этом возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и  ее будущее. 

        В связи с этим представляется актуальной необходимость воспитания у детей и подростков чувства малой Родины.

         Выход из создавшегося положения видится в обращении к духовно – нравственным традициям и истокам русского народа, и прежде всего, к культурным ценностям своего региона.

 

      Задачи:

  • Воспитывать любовь к родному дому, семье,  детскому саду.
  • Формировать у детей знание о семье, о наличии представлений о важности мира семьи для человека, наладить преемственность между поколениями.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

Совместная работа

Январь

Фольклор

1. Познакомить детей с русским фольклором на примере песен, частушек, игр, костюмов, стихов.

2. Воспитывать духовно-нравственное отношение к культурному наследию своего народа.

Театрально-игровое представление

«Пришла  Коляда».

Совместно с родителями.

Учим колядки, готовим костюмы

Февраль

«Труд людей»

1.Познакомить детей с разными профессиями.

2.Умение перестраиваться.

3. Воспитывать уважительное отношение к человеку – труженику результатами его труда.

4. Способствовать активному вовлечению родителей    в совместную деятельность с ребенком.

1. Конкурс песни строя

2. Музыкальное занятие  «Здравствуй»

3. Совместная редколлегия « Мой папа»

4.Аппликация  «Поздравительная открытка»

5.Театрально-игровое представление «Широка Масленица»

Совместная работа с родителями (Презентация папиной профессии, оформление газет) с инструментом по физической культуре (закрепление строевой подготовки)

Март

«Моя мама»

1.Познакомить детей с разными женскими профессиями

2. Развивать у детей спонтанность к созданию выразительного образа

3. Воспитывать любовь к семье, уважительное отношение к матери-

хранительнице семейного очага

1.Редколлегия «Моей

мамочке»

2. Работа с текстом «Дарю свое сердце тебе»

3. Поэтический вечер  «Милая моя мама»

4. « 8 Марта – Женский день».

5. Диалог с мамой  «Мамина профессия»

Совместная работа с родителями.

Учим стихи,

Мастер класс от мамы

Апрель


Май

«Мой дом»

9 Мая

1.Расширять представление о планете Земля, об Алтайском крае

2. Формирование образа родного дома

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях детского сада

1.Формирование чувства патриотизма

2. Закреплять знания о Великой Отечественной Войне

3.Воспитывать уважительное отношение к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам

1. Диагностика по заданной теме

2. Посещение выставки Алтайских художников

3. Совместная редколлегия

4. Казино « щедрый наш Алтай»

1. «День Победы»

2. Конкурс чтецов

3. Музыкальное занятие «Военная песня»

Робота с родителями

совместная экскурсия

Работа с родителями

учим стихи, оформляем фото альбом

          

     Результаты

  • Подобран фотоматериал, записано видео – интервью « С чего начинается Родина?
  • Составлена видеотека праздников, развлечений и досугов: « День Семьи», « Новый год», « 8 Марта», « День защитника Отечества», ««Наш край»,  « 9Мая».
  • Оформлены: фотоальбом « Ты Россия моя», папки: « Символы России», « Народный костюм», « Русские народные инструменты»
  • Составлены сценарии праздников и развлечений: « Сороки», « Иван – Купала», « Широкая Масленица», « Колядки», « Троица».
  • Пополнен музей МДОУ №12 материалом о Великой Отечественной Войне, инструментами – баян, гармошка.

 Методические рекомендации для работы воспитателя по теме  «Гражданско - патриотическое   воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

1.Правильно организованная работа в направлении « Моя семья – мой дом родной», помогает ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлению излишней нежности и чье воспитание отличается излишней строгостью)

2. В беседах о родном городе надо показать ребенку, что Родной город славен своей историей, традициями,  достопримечательностями, памятниками. Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте доступную для детей лексику, значение незнакомых слов объясняйте.

3. Важно привить детям такие понятие как « долг перед Родиной», любовь к Отечеству», «ненависть   к врагу»,  « трудовой подвиг» и  т.д.  Важно привести к пониманию, что мы победили, потому что в сердце людей присутствовала любовь к Родине. Объяснить, что Родина чтит своих героев, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей и т. д.

4. Необходимо поддерживать и направлять интерес  ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы, быта, характере труда и т. д.

5. В ходе знакомства детей с государственной символикой не стоит вдаваться в политический смысл изменений российской символики в постсоветский период, необходимо обратиться к истории государственных символов. Содержание исторических знаний должно быть доступно пониманию детей, но и не терять научную основу. Обращайтесь к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что- то узнать самостоятельно, попробовать о чем – то догадаться самому.

6. Проводить презентацию для детей совместной деятельности родителей и детей, такой подход позволяет почувствовать интерес и уважение к собственной персоне  со стороны окружающих, как взрослых, так и товарищей.

7. В своей работе используйте наглядные средства : фотографии, слайды, видеофильмы, репродукции, схемы и т. д.