^Вверх
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Колокольчик» города Заринска Алтайского края
Название конкурса:
«От зимы до осени. Сценарий календарного праздника»
Творческо-информационный проект
«Осенняя ярмарка»
для детей старшего дошкольного возраста
Выполнили проект:
Тагильцева Татьяна Дмитриевна,
музыкальный руководитель;
Сусликова Наталья Алексеевна,
музыкальный руководитель
2013
Творческо-информационный проект «Осенняя ярмарка» для детей дошкольного возраста.
Вид: творческо-информационный
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательные области: познание, коммуникация, музыка, социализация, труд, художественное творчество, чтение художественной литературы.
ВВЕДЕНИЕ:
Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа.
В работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре определили следующие направления:
1. Работа с детьми по ознакомлению с народными календарными праздниками.
2. Работа с родителями по вовлечению их в процесс реализации образовательного проекта.
Пояснительная записка:
Проблема патриотического воспитания сегодня волнует всех- педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне новое психологическое качество – ценностную ориентацию.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В наше время обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни какой другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах - протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодежи, как в деревне, так и в городе.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение детей к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов культуры и наследия.
Моя задача как педагога – помочь ребенку научиться свободно, ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель:
Воспитание творчески развитой личности детей старшего дошкольного возраста через обогащение духовного мира ребенка, приобщения детей к русской национальной культуре, к истории и традициям своего народа.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к культуре русского народа.
2. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал.
3. Способствовать духовно-нравственному развитию ребенка, познавательной активности, любознательности.
4. Воспитывать у детей самостоятельность, активность в применении полученных знаний и умений.
5. Развивать устную речь ребенка, пополнять словарный запас.
6. Привлечь родителей к созданию условий для реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Роль родителей:
1. Помощь в сборе информации
2. Изготовление костюмов и атрибутов
3. Разучивание скороговорок с детьми
4. Участие в празднике
Участие воспитателей ДОУ
1.Работа с детьми в группе
2. Оформление зала
3. Изготовление атрибутов, дидактических пособий, мини музеев
Краткое описание проекта.
Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Колядки», «Сороки», «Масленица», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные Капустники – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал. Минимум подготовки, максимум желания – и в ответ получим сияющие глаза наших ребятишек.
Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, одних музыкальных занятий, праздников и развлечений на материале русского фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
Данный проект является необходимым, т.к. дети нашего сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Осинины», «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества и умение использовать полученный опыт в своей повседневной жизни
Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, воспитателей через участие детей в театрализованных представлениях.
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игры, ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.
Календарно - тематическое планирование:
Месяц/неделя |
Задачи |
Формы работы |
Сентябрь 3 неделя |
Продолжить знакомство детей с русскими народными танцами, песнями. Развивать вокально – хоровые навыки, чистоту интонирования, средствами народного фольклора Привлечь родителей к создание необходимой предметно – развивающей среды в группе Учить использовать полученные знания в повседневную жизнь детей Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством Расширить представления детей о традициях и быте русского народа Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду своих предков |
1. Музыкальное занятие: знакомство с танцем – «Русская пляска» ( просмотр видео), (разучивание элементов русского народного танца. Разучивание песни «Комарочик» 2. Выступление на родительском собрании по теме: « Пополнение музыкальных уголков русскими народными инструментами, атрибутами, играми » 3. Русские народные игры на зарядки: «Бай, качи, качи ,качи», «Хрен», «Плетень» 4.Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» 5. Беседа о русской избе – экскурсия в музей организованный в детском саду |
Сентябрь 4 неделя |
Закреплять элементы основных движений русских народных танцев. Развивать творческие и актерские способности Расширить представления детей о времени года – осени. Учить находить практическое применение знаниям, накопленным веками в современной жизни . Пополнять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства Воспитывать любовь к русским народным традициям |
Музыкальное занятие (закрепление элементов русского народного движений: «присядка», «ковырялочка», «вертушка» ), закрепление песни «Комарочик» 2. . Познавательная деятельность «Приметы осени» 3. Групповые игры: «Овощи и фрукты», «Горшки» 4. Беседа об русских народных осенних праздниках: «Семенов день», «Покров», «Капустница» |
Октябрь 1 неделя |
Познакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов развивать любознательность Расширить представления детей о русских народнх песнях различных жанров календарных, трудовых и пр. Развивать дикцию, умения исполнять произведение эмоционально ярко Привлечь родителей к созданию условий для реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры. Закреплять разученные игры в различных видах деятельности. Воспитывать интерес к различным видам росписей, желание самим создавать прекрасное |
.1.Экскурсия в музыкальную школу 2. Музыкальное занятие: (разучивание песни «Ехал дедушка Егор»), танца «Ромашка» 3. Привлечение детей и родителей к созданию мини музея в группах, изготовлению русских народных костюмов к танцам. 4. «Прогулка в старину» (Русские народные игры на улице, во время прогулок) 5. Занятие по рисованию «Жостовская роспись» |
Октябрь 2 неделя |
Развивать умение передавать свои ощущения от музыки через движения, мимику, пластику. Закреплять представление детей о декоративно – прикладном искусстве родного края Развивать умение разыгрывать небольшие театральные представления, основанные на русском фольклоре Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством - расширять словарный запас Воспитывать у детей самостоятельную активность в применении полученных знаний и умений |
1.Музыкальное занятие (закрепление песен, танцев) 2. Изготовление с детьми и родителями атрибутов к празднику. 3. Игры-инсценировки по мотивам русских народных потешек 4Разучивание русских народных пословиц и поговорок об осени 5. Самостоятельная деятельность игры : «Горшки», «Плетень» |
Октябрь 3 неделя |
Продолжать развивать интерес ребенка к декоративно прикладному искусству. Привлекать к участию в процесс роботы родителей Способствовать духовно – нравственному развитию ребенка, познавательной активности, любознательности Развивать творческие способности детей в продуктивной музыкальной деятельности |
1.Оформляем музей в группе (полочка декоративно прикладного искусства) 2. Занятие по ознакомлению с окружающим «Жизнь наших предков» 3. Разучивание скороговорок, загадывание загадок по осенней тематике 4. Музыкальное занятие (закрепление танцев, песен) 5. Разучивание слов к празднику с родителями, изготовление коробов для ярмарки и атрибутов к ним |
Октябрь 4 неделя |
Развивать выразительность речи, артистизм, танцевальные навык, культуру поведения на общественном мероприятии Познакомить с русской старинной одеждой, с некоторыми ее названиями Содействовать сплочению коллектива детей и взрослых |
.1. Музыкальное занятие (закрепление песен и танцев) 2. Рассматривание альбомов «Русский народный костюм», «Обычаи русской старины» 3. Подготовка к празднику: оформление зала, подготовка атрибутов к играм, костюмов 4. Праздник «Осенняя ярмарка» |
Ноябрь |
Познакомить детей со статьей в газете. Вызвать эмоциональный отклик. Учить сравнивать и обобщать. |
Знакомство со статьей в газете «Заринская реклама» «Сорокинская ярмарка» |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Огромное влияние на формирование у детей основ патриотического воспитания оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводится непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию условий по данной теме. В итоге родители воспитанников с удовольствием помогают нам в организации экскурсий в музеи, сами отправляются на экскурсии вместе с детьми, оказывают помощь в изготовлении костюмов, альбомов, в организации мини-музея «Горница», являются непосредственными участниками на наших ярмарках и праздниках.
Анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания, помогают в выборе правильных форм и методов работы с детьми.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатами проведенной работы являются:
родителей
В группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
«Полочка народного декоративно- прикладного искусства»
Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр, загадок, пословиц, поговорок, считалок.
Оформлены: альбомы «Русский народный костюм», «Обычаи старины», уголок «ряженья» с элементами русских народных костюмов
В детском саду
В музыкальном зале:
Оформлены альбомы: «Русские народные песни», «Русские народные игры», «Частушки», фотоальбомы.
Подобран и составлен фото и видео материал.
Подобрана фонотека русской народной музыки
Написан сценарий: «Осенняя ярмарка»
Изготовлены атрибуты для игр, проведения праздника
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русские народные праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Я считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха, Троица, «Сороки».
Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, т.к. они развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, поэтому в детском саду организован музей «Горница», куда с удовольствием ходят наши дети и родители. Здесь дети могут видеть: образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняную посуду, старинный самовар, прялку, сундук для хранения одежды, утюг на углях и другие экспонаты, открывающие нам особенности русского быта и творчества.
Дети стали проявлять активный интерес к культуре и быту своих предков, их вопросы «Почему?» и « Зачем?» выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта, развился эмоционально - практический отклик на окружающую действительность.
В ходе работы по приобщению детей к истокам русской национальной культуры, я стараюсь развивать личность каждого ребенка, который, надеюсь, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Литература
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России
Приложение № 1
«Осенняя ярмарка»
Цель: Продолжать воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа желание познавать культуру своего народа (через пословицы, поговорки, песни, танцы, игры, обряды, народно декоративное творчества). Воспитывать чувства уважения к искусству своего народа и гордость за него.
Задачи:
другу.
Дети, воспитатель (одетые в русские народные костюмы) под русскую народную музыка заходят в музыкальный зал.
Воспитатель: Сегодня мы отмечаем праздник « Осенины» . А кто из вас ребята знает как раньше в старину отмечали осенние праздники, как они назывались?
Дети: Покров, Семенов день..
Воспитатель: Молодцы, много праздников знаете. Осень богата на праздники. Весна красна – да голодна. Осень дождлива – да сыта.
Осенью собирают последний урожай. А какие овощи вы ребята собрали на нашем огороде?
Дети: Морковь, свеклу, лук, картошку, кабачки, тыкву.
Воспитатель: Да богатый урожай мы нынче собрали, пора его нам на ярмарку везти.
(В зал вбегают два скомороха)
Скоморох (1):
Мы сегодня всех на ярмарку зовем,
Игры, песни, пляски, сказки заведем.
И с гостями за столами посидим,
Пирогами, сладким чаям угостим!
Скоморох (2):
Подходите ближе, подходите,
И глаза свои протрите.
Мы развеселые потешники.
Известные скоморохи и насмешники.
Воспитатель: А вот и коробейники со своим товаром, зазывают народ, приглашают покупателей.
(Под звуки русской плясовой выходят дети с коробами с товаром)
Коробейник (1):
У меня для вас игрушки
Ленты, бусы, погремушки!
Коробейник (2):
Сладкие петушки
И с капустой пирожки1
Коробейник (3) :
А у меня песни веселые
Не чего стоять давайте с нами
Подпевать.
Дети исполняют русскую народную песню «Ехал дедушка Егор».
(Под веселую музыку в музыкальный зал заходят взрослые коробейники , переодетые родители)
Взрослый(1):
Есть у меня булочки,
Крендельки и булочки!
Взрослый(2):
Иголки не ломки, нитки, тесемки ,
Румяна, помада, кому чего надо!
Взрослый(3):
Вот орешки , вкусные орешки!
Сладкие, на меду!
Давай в шляпу накладу!
Все:
Тары, бары, растабары,
Расторгуем все товары!
А ну нечего стоять – пора танец начинать.
(Дети исполняют русский народный танец «Плясовая»)
Воспитатель: К нам со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!
Ну, что ребята отправляемся на ярмарку?
Дети: Отправляемся
Хозяин овощной лавки:
Продается лук, капуста,
Кабачки все очень вкусно!
Подходите. Поглядите
И в корзинку положите!
Но сначала я бы хотел проверить, как хорошо вы знаете овощи. Я буду загадывать вам загадки , а вы попробуйте отгадать, что я продаю.
Загадки:
1.
Этот овощ рос в земле,
Нынче горкой на столе.
Жарь и в суп клади немножко –
Очень вкусная… (картошка)
2.
Без нее невкусен суп.
В винегрет ее кладут,
Тру на терке быстро ловко
Для салата две…(морковки)
3.
Лето все росла, трудилась,
В сто одежек нарядилась.
Разрослась на грядке густо
Наша сочная…(капуста)
4.
Этот овощ вкусен, хоть и мал,
С грядки в банку он попал.
Стал соленым наконец
Наш хрустящий…( огурец)
Воспитатель: Как хочется кутить овощей, но у нас ведь денег нет.
Хозяин: А вы со мной поиграйте, тогда я вам овощи бесплатно отдам.
(Все играют в русскую народную игру «Хрен»)
Дети садятся на пол друг за другом, расставив ноги в стороны, крепко обхватив руками впереди сидящего ребенка. Получается длинный «хрен». Первый ребенок, из сидящих на полу – бабка. Один ребенок – водящий, он стоит рядом с «хреном». Сидящие на пол дети поют песню. Раскаиваясь в разные стороны. Окончив пение, водящий спрашивает у бабки:
- Бабка, ты хрен посадила?
Бабка отвечает:
- Посадила, милка, посадила.
- А хрен твой готов?
- Готов.
- А вытащить можно?
- Можно.
Водящий вытаскивает одного из детей. Если удалось вытащить, то водящих становится двое.
Игра повторяется.
Условие игр: дети держатся друг за друга крепко, чтобы не смогли вытащить.
Воспитатель : Овощи на борщ мы купили можно и дальше отправляться.
Хозяин второй лавки:
Метелки везли из Рязани.
Метелки в Рязани вязали.
Деньги получили,
Конфет накупили.
Вас на ярмарке встречаем,
Сладким чаем угощаем.
Воспитатель: А хороши ли у тебя метелки?
Хозяин: Хороши.
Воспитатель: А проверить можно?
Хозяин: Проверяйте, все равно лучше на ярмарке не найдете.
(Проводится игра «Бег с метелками», в которой дети делятся на две команды. Каждый игрок по очереди , сев на метелку добегают да ориентира и возвращаются в конец колонны)
Воспитатель: Да, хороши метелки, вот беда денег нет.
Хозяин: Давайте так если вы меня переговорите, ваши метелки.
(Дети рассказывают скороговорки):
-«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
- «Бык тупогуб, тупогубенький бычок»
- «У елки иголки тонки»
Хозяин: Что ж, ваша взяла, забирайте метелки.
Хозяин горшков:
Подходи, налетай,
Выбирай, покупай
Горшки для каши,
Продам дешевле, все будут ваши!
Воспитатель: А что, уважаемый продавец, хорошо ли торговля идет ?
Хозяин: Да, не очень.
Воспитатель: А давайте мы вам поможем?
Хозяин: Помогите.
(Дети играют в русскую народную игру «Горшки». Встают парами друг за другом, один из них, кто внутри круга – присел. Один из детей, у кого нет пары продавец. Он идет внутри круга, пока звучит музыка. Где музыка остановилась у того ребенка - продавца он спрашивает:
Покупатель:
- Эй, дружок продай горшок?
Продавец:
- Продам.
Покупатель:
- Сколько стоит?
Продавец:
- 5 рублей.
(Продавец и покупатель - встают спинами друг к другу. Они бегут в противоположные направления, обегая круг. Кто вперед прибежит и встанет к горшку тот и продавец. А кто опоздал - тот покупатель)
Воспитатель: А это что за сундучок? Кто, хозяин?
Хозяин: Ну, я здесь сундучок продаю, но он не простой.
Вот волшебная копилка
Серебристый сундучок
В ней народные приметы
Мудрость древняя живет
Прежде чем вам в путь пускаться
Нужно знаний поднабраться
Воспитатель: Уважаемый продавец, а наши дети знают осени приметы. Давайте мы вам приметы, а вы нам сундучок.
Хозяин: Ладно, давайте рассказывайте.
(Дети рассказывают приметы)
Хозяин хлебной лавки:
А тут колосок
Тонок стебель и высок
Выйдет из него отличный
Белый хлебушек пшеничный
Подходи, налетай, отведай
Наш урожай.
Воспитатель: Какой большой у вас выбор хлеба, так хочется купить.
Хозяин: А вы помогите мне хлеб по столом разобрать, я вас и так угощу.
(Игра: «Бай качи, качи ,качи». Дети разбиваются на три кружочка. В одном стоит родитель с эмблемой «калач», в другом «булочка», а в третьем – «каравай». Ребята под русскую народную музыку, ходят по залу. Как песня заканчивается, они собираются в свой кружочек)
Скоморох (ходит по залу):
Чиню, мастерю, заборы горожу.
Воспитатель: А как ты это делаешь?
Скоморох: Да, очень просто.
(Игра «Плетень». Дети встают в две шеренге, по разным сторонам зала. Руки дети держат «плетнем». Звучит русская народная музыка – дети танцуют. Как только музыка закончится, нужно, встать в свою шеренгу и скрестить правильна руки)
Воспитатель: Ой, вы мухи комары, не уйти вам от зимы. Надо нам вас проводить и на зиму схоронить.
(Дети исполняют русскую народную песню «Комарочик»)
Воспитатель: Славно ы на ярмарку сходили. Всего накупили. Звонко музыка играй – всех на танец приглашай.
(Дети исполняют танец «Ромашка»)
Воспитатель: А теперь пора и в группу идти чай пить.
Приложение № 2
Жизнь наших предков.
Занятие.
Цель: воспитывать любовь к традициям и фольклору русского народа.
Предварительная работа: перед праздником воспитатели в группах проводят беседы о труде крестьянина, сельскохозяйственном труде; о том, как люди работают осенью в своем огороде и саду; о том, как щедра осень на подарки. Дети разучили русские народные песни и хороводы.
Ход праздника.
Старшие дети собираются в зале. Хозяйка с красными девицами сидят на лавочках за рукоделием и поют песню «Ой, заря ты моя, зорюшка». Дети здороваются, хозяева радостно встречают гостей.
Хозяюшка: Ах, батюшки, сколько вас пришло-то, привалило! Это вы к нам в помощники пришли?
Дети: К тебе, матушка, к тебе, родимая. Помогать пришли, мы труда не боимся?
Хозяева: А что вы делать-то умеете? (беседуют с детьми о работе в поле, в огороде, что такое жито, серп, закрома и т. д.).
Хозяюшка: Ах, вы мои милые, ох, вы мои родимые, спасибо вам! Я и то думаю, ведь не управиться нам одним-то! Рада я вам несказанно, мои ненаглядные. Вы нам помогите, а уж угощеньем я вас не обделю. Вот девушки – жнеюшки с песнями в поле вышли, кто с ними?
Девицы поют песню: «Серпы золотые»
Серпы золотые, жнеи молодые
Веселенько жали, серпочки мелькали.
Жито-то пожали – стали с пирогами.
Девицы выносят сноп в корзине с колосьями, ставят посередине зала и заводят новый хоровод «Ты коси, моя коса», поют и имитируют движения – вяжут снопы. По окончании песни девицы разворачиваются в две шеренги (стенка на стенку) и пою песню: «Урожайная»
большой сноп (соединяют руки) и связывают его красной лентой, приговаривая:
1-я девица: Ой, и слава богу, жито пожали.
2-я девица: Жито пожали в копны поклали.
3-я девица: В копны поклали на гумне стогами, в клети закромами.
4-я девица: А в печи пирогами.
Хозяйка: Ах, посмотрите, гости дорогие, какой красавец сноп-именинник. Поставлю его в красный угол. А вы, детки ненаглядные, что про хлебушек
знаете? В старину ведь люди посвящали стихи, песни, припевки хлебу.
Дети всех групп (средняя, старшая, подготовительная) читают о хлебе стихи, инсценируют песни: «Бай-качи-качи», «Урожайная» А. Филиппенко, «Огородная-хороводная», «Качаны».
Ведущая: А знаете вы, ребятки, сколько нужно было трудиться, чтобы вырастить хлеб, и как тяжело достается урожай? Поговорки и пословицы об этом знаете?
Дети называют пословицы о труде.
Хозяйка: Заканчивались осенние работы, весь урожай убран с полей и огородов. И начиналось веселье! Гляньте на улицу, солнышко смеется, на лужок зовет. Все дети и взрослые выходят на улицу.
Ведущая: Кончил дело – гуляй смело.
Делу время, а потехе час!
У Петровых у ворот
Вьется, вьется хоровод.
Вьется, вьется хоровод, -
Собирается народ.
Ведущая приглашает детей поиграть в игры «Шел король по лесу», «Заинька», «Княгини – бояре», «Летели две птички».
Хозяйка: Урожай собрали, в закрома поклали, хороводы пели. А силы –то у нас остались?
Начинается игра «Тяни холсты».
В коробочку накладывай.
Это Сашин холст, это Вовин холст и т. д.
Затем проводится аттракционы «Убери картошку», «С какой ветки детка».
Фольклорная группа: А теперь, ребятки, отгадайте загадки! (Загадывают загадки про разные овощи).
Затем проводится игра: «Рассортируй овощи и фрукты», игра про грибы или исполняется песенка «За грибами».
Хозяйка: А теперь пора нам снопы потешить, частушки спеть (сама запевает, к ней присоединяются другие взрослые и дети). А споемте-ка ребятки вместе «На горе-то калина».
Дети и взрослые хором исполняют песню.
Хозяйка: Ну что ж, пора угощать вас, гости дорогие, пирогами вкусными с капустой да с ягодками, караваем.
Под русскую народную песню вносят угощение.
Хозяйка: Каравай из нового урожая! Пирожки вкусные! А кто пожелает, может и чайку с травками из самовара отведать. Подходите к столу, не стесняйтесь!
Все садятся за стол, угощаются, поют, благодарят хозяюшку за вкусные пирожки! Праздник заканчивается чаепитием.
Приложение № 3
Народная сказка: «Крылатый, мохнатый да масленый»
Цель: ознакомление с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый»
Ход праздника.
Хозяйка: Редкое свидание – приятный гость! Милости просим, рассаживайтесь, милые
детушки, поудобнее. Мы сегодня в гостях у воробья, Мышки, Блина на лесной опушке. В какой сказке они живут? («Крылатый, мохнатый да масленый»).
Ой дуду! Сидит воробей на дубу,
Зашумели леса, и пошли голоса!
А в лесной избушке затопилась печь.
Пироги с капустой начал Блин для нас печь.
Хотите повеселиться, пока все хозяева заняты делами? Ну и хорошо! Доброе начало – половина дела. Но сначала послушайте: в старые добрые времена был такой обычай у русских людей: когда заканчивались полевые работы, собран урожай, хлеб засыпан в закрома – коротали осенние да зимние вечера люди вместе, устраивались посиделки. А чтобы дело спорилось, песню затянут, шуткой перебросятся. Давайте и мы в горнице у Мышки, воробья, Блина устроим такие посиделки? Ну, веселье пошло! Кто кого перепоет?
Дети исполняют частушки – припевки.
Мальчики: Девочки – беляночки, где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили – молоком умылися!
Мальчики: Вы послушаете, девчата, нескладуху буду петь: На дубу свинья пасется, в бане парится медведь.
Девочки: Ваня, Ваня – простота, купил лошадь без хвоста, сел задом наперед и поехал в огород!
Мальчики: Эх, топну ногой, да притопну другой. Устоять не могу – характер такой!
Девочки: Про ребят и про игрушки сочиняли мы частушки. Прежде чем их сочинять, стали петь мы и плясать.
Мальчики: Ты играй повеселее, балалайка- три струны! Подпевайте, кто умеет, не стесняйтесь, плясуны!
Хозяйка: Эй, девчонки хохотушки, запевайте-ка частушки. Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.
Дети исполняют частушки.
Хозяйка: Весело у нас все поют. Любите веселье! А русские люди всегда любили трудиться. «Дело верши, да не спеши!», « Не спеши языком, а спеши делом», «Без труда, нет добра».
Дети и взрослые продолжают называть пословицы.
- Долог день до вечера, коли делать нечего.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Умелые руки не знают скуки.
- Была бы охота, будет ладиться и работа.
- Дело мастера боится.
- Маленькое дело, лучше большого безделья.
Хозяйка: «Работай до поту – поешь с охотой». На Руси всегда был в особом почете трудолюбивый человек, а над ленивым посмеивались.
Инсценировка: «Тит, иди молодить».
1-й ребенок: Не колода лодырь, не пень, лежит целый день.
2-й ребенок: Не жнет и не косит, а обедать просит.
Все: Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит.
2-й ребенок: Тит, иди кашу есть!
Тит: Где моя большая ложка?
1-й ребенок: Люди работают – ты отдыхаешь, все пошли завтракать – ты обгоняешь!
2-й ребенок: Да ты и не работал!
Тит: Я уже выспался, кушать охота.
1-й ребенок: Хочешь есть калачи – не спи на печи!
Тит: Буду работать, буду трудиться.
Все: Будем все вместе тогда веселиться.
Хозяйка: Кто трудился от души, веселись теперь, пляши! А хотите поиграть в репку?
Хозяйка загадывает детям загадку про репку. Проводится русская народная игра: «Репка-репонька». Далее загадывают загадку про зайца, и проводится русская народная игра: «Зайнька».
Хозяйка: Много у нас гостей, а много гостей – много и новостей.
Рассаживайтесь поудобнее – посидим, о том, о сем поговорим.
Родители рассказывают о вышивании, о вязании.
Хозяйка: Вот так проводили осенние, зимние вечера за любимым рукоделием. Как говориться в русской пословице: «От скуки, бери дело в руки». Давайте и мы возьмем дело в руки.
Хозяйка предлагает детям сделать аппликации из цветной бумаги и ткани по сказке: «Крылатый, мохнатый да масленый».
Хозяйка: Кончил дело – гуляй смело! Кто трудился от души, веселись теперь пляши!
Проводится подвижная игра: «Мышеловка».
Хозяйка: Порадовались, повеселились, а теперь садитесь на лавочки и гости, и дети – лапочки. Не красна изба углами, а красна пирогами. Проходите, гости дорогие, за столы, угощение готово: чай да пироги. Какие румяные, красивые, аппетитные пироги испек для нас Блин. А что же попить?
Дети: Чай пить – не дрова рубить!
Все садятся за столы. Праздник заканчивается чаепитием.
Приложение №4
Загадки про овощи с ответами
Загадки с грядки
Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста)
Взяли мы ее одежку,
Соль добавили немножко.
В кадочках теперь не пусто —
В них заквасится... (капуста)
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать... (картошку)
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький... (лук)
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает.
Ну, а плачут все вокруг,
Потому что чистят... (лук)
Голова, а сверху ус.
Нет, не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать... (чеснок)
На арбуз похожая —
Тоже толстокожая.
К платью желтому привыкла,
Греется на солнце... (тыква)
Этот овощ тыкве брат —
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок... (кабачок)
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют... (огурцы)
Лезут по веревочке
Братья с грядки-горочки.
Эти братья — близнецы,
А зовут их... (огурцы)
Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это — красный... (помидор)
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор)
У красавца-толстяка
Ярко-красные бока.
В шляпе с хвостиком синьор —
Круглый спелый... (помидор)
Желтый мячик в землю врос,
Сверху лишь зеленый хвост.
Держится за грядку крепко
Круглый овощ. Это... (репка)
Раскололся старый дом:
Было мало места в нем.
Все жильцы встревожены.
Кто они? (Горошины)
Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок... (морковка)
Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам... (свекла)
Русские народные загадки с ответами
Стоит чудо в семи шубах;
Кто его потронет-сам заплачет. (Лук)
Стоит баба на грядках, вся в заплатках;
Кто заплату оторвет, всяк заплачет и уйдет. (Лук)
Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах;
Без счету одежек. И все без застежек. (Кочан капусты)
Полон дом голубей, нет ни окон, ни дверей. (Огурец)
Промеж грядок лежит гусь гладок. (Огурец)
Кину мякину,-подниму толкач. (Редька)
В землю-крошки, из земли-лепешки. (Репа)
Кругло, да не месяц;
Зелено, да не дуброва;
Есть хвост, да не крот. (Репа)
Красненьки сапожки-в земле и в лукошке. (Свекла)
Курочка-пустодом свила гнездо за двором,
Сама-в гнезде, яички-наружи. (Картофель)
Сам алый, сахарный;
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Кину катком-оборотится клубком под зелененьким дубком. (Брюква)
Сидит девица в темной темнице, коса на улице. (Морковь)
Красна, да не девка; хвостовата, да не мышь. (Морковь)
Без рук, без ног. На поветки влез. (Тыква)
Приложение № 5
Народные приметы на осень. Осенние пословицы и поговорки
Осенние приметы
В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Облака редкие - будет ясно и холодно.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Приметы и поговорки сентября
В сентябре держись крепче за кафтан.
В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости.
Гром в сентябре - к долгой осени.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Много тенетника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь - вечер года.
Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь - листопадник.
Сентябрь побагрил болота - иней овес молотят.
Сентябрь птиц в дорогу погнал.
Сентябрь - хмурень
1 сентября - Стратилат-тепляк. Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется.
5 сентября - на Луппа - овсы морозом лупит. Первые заморозки.
10 сентября - Наталья-овсяница. Косят овес.
11 сентября - Иван постный, осени отец крестный. С постного Ивана - не выходит мужик без кафтана.
13 сентября - Куприянов день - журавлиный отлет. Дергают корнеплоды (кроме репы), копают картошку.
14 сентября - Семен-летопроводец. Первая встреча осени. Завершение летних работ. Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая.
19 сентября - прихватывають михайловские утренники.
21 сентября - осенины, вторая встреча осени. Убирали лук.
24 сентября - Федорин день. Не всякое лето до Федоры дотянет.
26 сентября - Корнилий корень в лесу растет, а зябнет.
27 сентября - Воздвиженье, третья встреча осени. Первые зазимки. На Воздвиженье первая барыня - капуста (срубают капусту). 28 сентября - гусепролет, гусарь. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат.
Приметы и поговорки октября
Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.
В октябре до обеда осень, а после обеда зима.
В октябре зима со бела гнезда снимается, к мужику в гости наряжается: " Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем".
В октябре и изба с дровами, и мужик в лаптях, а спорины все нет.
В октябре на одном часу и дождь, и снег.
В октябре ни на колесах, ни на санях.
Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.
Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди суровую зиму.
Знать осень в октябре по грязи.
Октябрь венчает белый снег с великой грязью.
Октябрь - зазимник.
Октябрь землю покроет где листком, где снежком.
Октябрь - грязник
В октябре до обеда осень, а пополудни зимушка-зима. Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто - жди суровой зимы. Луна покраснела - жди ветра-пострела. Осенний иней - к сухой, солнечной погоде. Если орехов много, а грибов мало - зима будет суровой.
1 октября - Аринин день. Если на Арину журавли полетят, то на Покров (14 октября) надо ждать первого мороза; а если их не видно в этот день, раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу.
2 октября - Зосима, заступник пчел. Ставят ульи в омшаник.
3 октября - астафьевы ветры. Коли дует северный, сердитый ветер - будет стужа, южак подул - к теплу, западный - к мокроте, восточный - к ведру.
7 октября - Феклы-заревницы. В натопленных овинах молотят хлеб от зари до зари.
8 октября - на Сергия рубят капусту. Коли первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября).
9 октября - дождь со снегом - в январе трижды ждите сильных оттепелей, солнечно и тепло - июнь будет дождливый и холодный.
13 октября - если снег не выпадет, зима не скоро настанет.
14 октября - Покров день. На Покров до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима. На Покров натопи хату без дров (утепли жилье). Каков Покров - такова и зима.
17 октября - на Ерофея и зима шубу надевает.
20 октября - Сергий. Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены зима встанет на ноги.
21 октября - с Трифона-Палагеи все холоднее. Трифон шубу чинит, Палагея рукавички шьет барановые.
23 октября - Евлампии. На Евлампия рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть ветрам.
27 октября - Параскева-грязниха, порошиха.
Приметы и поговорки ноября
В ноябре зима с осенью борется.
В ноябре осень - жируха со злюкой - зимой борется.
В ноябре мороз приосанивается.
В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается..
В ноябре солнце сквозь слезы и "белых мух" улыбается.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
В ноябре тепло морозу не указ.
Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.
Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует.
Не сковать реку зиме без ноября - кузнеца.
Не диво в ноябре белые мухи (снег).
Ноябрь декабрю родной брат, сентябрев внук.
Ноябрь - бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег - ни колесу, ни полозу нет ходу.
В ноябре снега надует - хлеба прибудет.
Ноябрь - листогной
Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. Ноябрь полузимник: мужик с телегою прощается, в сани забирается. Ноябрьские ночи до снега темны.
4 ноября - Казанская. До Казанской - не зима, с Казанской - не осень. Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит.
11 ноября - Настасеи-овчарницы. Кормили пастухов по дворам.
12 ноября - на Зиновия - синичкин праздник. Слетаются пернатые гости зимы: снегири, щеглы, свиристели... 14 ноября - Кузьминки, встреча зимы. Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна.
15 ноября - Акундин разжигает овин.
19 ноября - ледостав.
20 ноября - Федот. Федот - лед на лед ведет.
21 ноября - Михайлов день. Если Михайло Демьянов путь порушит, не жди пути до зимнего Николы (19 декабря) Коли на Михайлов день иней, ожидай больших снегов, а коли день зачнется туманом, ростепели быть.
22 ноября - зимние Матрены. Зима встает на ноги, налетают морозцы.
23 ноября - с Ераста жди ледяного наста.
25 ноября - со Студита станет холодно и сердито. Если 25-го дождь или снег - по стародавним приметам, быть оттепелям до Введенья (4 декабря).
28 ноября - Гурьян на пегой кобыле (грязь, снег).
29 ноября - на Матвея зима потеет.
Народные приметы:
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя. Листопад прошел быстро - скоро наступит стужа и зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях - зима будет короткая, с небольшими морозами. Осень будет теплой, если до поздней осени цветут анютины глазки, лютики, маргаритки, тысячелистник, клевер. Если листья, осыпаясь, лягут наизнанку — к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх — к холодной зиме. Пчелы к осени леток улья залепляют воском, оставляя чуть видное отверстие, - зима будет холодная; оставляют леток открытым - теплая. Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень. Если гуси гуляют стадами, скворцы не отлетают, то осень будет протяжная и ветреная. Первый снег упал на мокрую землю — останется, а на сухую — скоро опять сойдет. Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме. Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме. Осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу. Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы. В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая. Орехов много, грибов мало - зима будет снежная и суровая. Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме. Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду. Появились комары поздней осенью — к мягкой зиме. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Гром в сентябре предвещает теплую осень. Раннее опадание листвы - к ранней зиме. Птица на крышу садится — к непогоде. Облака редкие - будет ясно и холодно. Теплая осень — к долгой зиме.
Приложение № 6
Приложение № 7
Русские народные игры для детей
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
Новый год.
Арина
Бабка Ёжка
Баба Яга
В углы Башмачник
Жмурки
Рождественский сочельник
Два Мороза
Скакалка
Масло
Орешек
С города долой!
Зимние святки
Бабка
Гуськи
Дедушка-рожок
Краской
Прялица
Слепая курица и чулок
Слепой козел
«Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.
Масленица
В каравай
Взятие снежной крепости
Водить козла
Горелки
Гори, гори ясно
Горшки
Крута гора
Лапти
Летят- не летят
Пирог
Салки
Салки- догонялки
Салки-мартышки
Салки с мячом
Пятнашки с мячом
Благовещенье
«Ай да птица, что за птица!»
Бабочки и ласточки
В птицы
Воробей
Ворон
Голуби
Жаворонок
Коршун
Ласточки
Огородник и воробей
Птички
Пчелы
Пчелы и ласточка
Филин и пташки
Вербная неделя
Верба-вербочка
Дед
Захарка
Мосток
Пасха
Игры с яйцами
Чье яйцо дольше покрутится?
Катание яиц с горки
Бой яйцами
Солнышко-ведрышко
Береза
Медом или сахаром
Красная горка
В круги
Отгадывание
Лялин день
Ляля
Егорьев день
Лошадки
Пастух и стадо
Троица (Семик)
В кресты
Венок
Водяной
Горячее место
Ерыкальце
Никита-гусятник
В утку
Волк и гуси
Гуси-гуси
Утка и селезень
Заинька
Утица
Уточка
Давид – земляничник
У медведя во бору
Волкв лесу
Медведь
Николай Кочанский
Капуста
Плетень
Успение
Кто с нами?
Огородник
Пахари и жнецы
Семенов день
Муха
Охотники и собаки
Черный жук
Покров
Заря-зарница
Кружева
Молчанка
Пятнашки
У дядюшки Трифона
Кузьма и Демьян
Ворон и куры
Золотые ворота
Кузнецы
Курочки
Царевна
Приложение № 8
«Жили-были овощи».
учить понимать идею сказки, передавать ее содержание, подражая интонационно героям;
учить соотносить названия овощей с их внешними характеристиками;
учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивающие задачи:
развивать понимание текста загадки, стихотворения и соотносить его с предметами и образами по содержанию;
развивать общую моторику и моторику рук, тактильную память, зрительное внимание;
обогащать словарь по теме «Овощи»;
акцентировать внимание детей на произносительной стороне слова.
Воспитательные задачи:
воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, интерес к художественным произведениям разных жанров (стихи, сказка, загадка), практически уметь их различать.
Оборудование: фланелеграф, картинки к нему (герои сказки «Репка»), маски-шапочки, макет репки для драматизации сказки, муляжи овощей, корзинка, аудиозапись детской песенки про Антошку.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры, рассматривание овощей, сравнение их по цвету, форме, вкусу. Разукрашивание контуров овощей.
Ход занятия
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель. Приготовились, ребята?
Будем мы как поварята:
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми
кистями рук вверх и вниз.
Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки,
движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующее
посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем. Разжимание и сжимание кулачков.
2. РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Воспитатель. Ребята, на занятии мы будем играть с овощами и героями известной сказки. Какая сказка – сами догадаетесь, а пока встречайте ее героев…
Игра «чудесный мешочек»
На фланелеграфе появляется фигура деда.
Воспитатель. Дедушка в огороде собрал много овощей, да в мешочек они перепутались.… Поможем ему различить овощи.
Дети по одному угадывают овощ, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, складывают в корзину. По возможности объясняют, как догадались. Дедушка благодарит за помощь.
3. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Игра «Садовод»
На фланелеграфе – фигурка бабушки.
Воспитатель. У дедушки овощи перепутались, а у бабушки – слова в стихах. Давайте угадывать, о чем говорит поэт.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста,
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел…
Н. Кончаловская
Дети отгадывают названия овощей, которые перепутались.
Игра «Большие – маленькие» (с мячом)
На фланелеграфе – фигурка внучки.
Воспитатель. Внучка у деда с бабкой маленькая, овощи любит тоже маленькие. В кружок встаем, маленькие овощи назовем.
Дети встают в круг, воспитатель в центре. Он кидает мяч одному из детей и называет овощ, ребенок возвращает мяч, добавляя к слову уменьшительно-ласкательный суффикс: огурец – огурчик, морковь – морковка…
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На фланелеграфе – Жучка.
Воспитатель. Жучка очень любит бегать, кружиться, прыгать. Давайте включим музыку и подвигаемся вместе с собачкой.
Дети имитируют текст песенки про Антошку под руководством воспитателя.
5. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК
На фланелеграфе – кошка.
Дети из корзины берут муляжи тех овощей, которые доставали из «чудесного мешочка» (каждый – свой) и садится на стульчики.
Воспитатель. Умная кошка принесла загадки. Если загадка про ваш овощ – надо встать, поднять его над головой и сказать «Это мой огурец».
Дети с учетом речевых возможностей объясняют, почему они так думают, опираясь на текст загадки.
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картошка)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса – на улице.
(Морковь)
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редис)
Голова на ножке,
В голове – горошки.
(Горох)
Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленный,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой?
(Огурец)
Уродилась я на славу:
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня ищи!
(Капуста)
Круглый бок, желтый бок –
Сидит на грядке колобок.
К земле приросла крепко.
Что же это?
(Репка)
6. ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ «РЕПКА»
Воспитатель. Из какой же сказки были герои на занятии? Кого не хватает на фланелеграфе? Правильно, мышки. Она принесла нам «шапочки» и предлагает поиграть в театр.
Драматизация сказки.
7. ИТОГ
Воспитатель. С кем играли на занятии? Чей подарок больше понравился? Что же у нас лежит в корзинке? Как это назвать, одним словом?
На память герои дарят изображения корзиночек. Дети должны соединить изображенные овощи с соответствующими геометрическими фигурами. (Игра «На что похоже»)