Проект «Мы дети твои, Россия»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».                                                                                                                                            Д.С.Лихачёв

Пояснительная записка.

   В наше сложное время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости, агрессии жестокого мира. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данное время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены понятия о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В толковом словаре  С. И. Ожегов определяет патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».  Патриотизм  включает  в себя чувство  ответственности перед обществом,  чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе,  родной культуре. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается.  [9,с.3]

    Именно  дошкольный возраст является сензитивным  периодом формирования базисных основ личности, когда начинается процесс становления и накопления социокультурного опыта, «складывается» человек. Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский отмечал, что для каждого конкретного  возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности. На каждом возрастном  этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им, становятся близкими и незаменимыми. В звуках,  красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного  края и, наконец,  мир родной отчизны – Родины. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен,  мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни  и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.  [8,с.5]

Патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, экологическим, эстетическим, трудовым, умственным.  

     К сожалению,   отечественные традиции воспитания очень часто  подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность. [8,с.4]

Утвержденная Госпрограмма по патриотическому воспитанию граждан России на 2011-2015 гг. («Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795), и программа патриотического воспитания граждан, утвержденная в Алтайском крае от 8 июня 2011г.,

включают комплекс мероприятий по развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания.  Цель данных программ  - становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции россиян.

Данные программы. ориентированные на все социальные слои и возрастные группы граждан России, определяют пути развития системы патриотического воспитания граждан, их основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству.

Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти и краевых властей  на все социальные и возрастные группы, семью, как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области гражданско-патриотического воспитания. [5,c. 4]

 Так как система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения  в образовательных учреждениях всех типов и видов, направленная, на формирование и развитие гражданина и защитника Отечества, детский сад наряду с семьей  является важнейшим социальным институтам воспитания ребенка дошкольного возраста. Воспитание служит всеобщей и необходимой формой развития ребенка, поэтому основной задачей является повышения эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и  развития личности каждого ребенка. [8,с. 5]

 Для решения этой задачи необходимо  создание благоприятной образовательно-воспитательной среды, содействующей  разностороннему индивидуальному развитию и духовно - нравственному  становлению личности ребенка, а именно:

-  атмосферы любви, внимания к каждому ребенку и взаимопонимания между всеми участниками  педагогического процесса;

 - личный пример взрослого, приоритет нравственных ценностей как важнейшего фактора эффективного воспитания, творческое содружество и  взаимодействие детей и взрослых.                          

     Выразить это взаимодействие можно лишь через совместную деятельность. Одной из форм такого  сотрудничества является проектная деятельность, которая позволяет  развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, научит ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Так,  проект «Мы дети твои, Россия» объединил всех участников образовательного  процесса.

 

Цель: создание условий эффективного  взаимодействия ДОУ и семьи в рамках  гражданско-патриотического воспитания через проектную деятельность

Задачи:

- формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства через продуктивную, познавательно – исследовательскую деятельность, детское творчество;

- формирование интереса к русским традициям, промыслам, бережному отношению к культурному наследию Родины, через региональный компонент;

- воспитывать любовь к Родине, родному краю, родному дому, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, через   различные формы работы;

- формирование основ культуры здоровья, как пример для подражания современным солдатам, героям – защитникам Родины.

Вид проекта: долгосрочный.

Участники: дети старших и подготовительных групп, воспитатели, музыкальные руководители, родители.

Тип проекта: исследовательско -творческий.

Срок реализации проекта: 2013- 2014 гг.

 

Тема

Цель

Формы работы

Самостоятельная деятельность детей

Родная семья

Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семьи.

Обогатить знания детей о своей семье.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность в условиях  ДОУ.

Формировать представления о здоровом образе жизни.

 Воспитывать любовь, чуткое отношение к семье, желание быть здоровым человеком.

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека.

Побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье.

Продолжить знакомство с творчеством  Корнея Чуковского, воспитывать интерес  к  его произведениям.

Закреплять у детей представления  о разных профессиях, познакомить детей с профессиями пап, воспитывать уважение к труду людей.

Учить ставить цель и достигать ее.

Воспитывать чувства гордости за успехи и победы своих  родных и своих соотечественников.

Расширить возможности духовно – нравственного общения детей и родителей.

Разучивание пословиц и поговорок.

Создание альбома  «Генеалогическое древо моей семьи».

Экскурсии  в ЗАГС, (посвященная дню семьи), в музыкальную школу были проведены совместно с родителями.

Изготовление семейных оберегов.

Семинар - практикум «Быть здоровым - здорово».

Конкурсно – развлекательная программа  «Устами младенца»

Праздник «День матери», «8 марта».

Семейный досуг – викторина «В гостях у дедушки Корнея».

Презентация «Папина профессия  - путешествие в страну умелых рук».

Оформление уголка «Олимпиада  в Сочи» наши достижения  совместно с родителями.

Оформлены консультации для родителей «Музыка в семье».

Семейные редколлегии.

Участие  в выставке рисунков «Портрет мамы».

Сюжетно -  ролевая игра «Семья».

Конструирование «Мы строим дом».

Исполнение колыбельных, потешек, прибауток, считалок.

Изготовление праздничных поздравительных открыток  «С Новым годом», подарков к празднику « 8 марта» и «День защитника Отечества».

Рисунок  понравившегося героя из книг Корнея Чуковского.

Рассказ «Мои спортивные увлечения, спортивное оборудование у меня дома».

Родная страна

Познакомить детей с памятниками защитникам Отечества, объяснить значение памятников, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого, формировать соответствующее отношение к ним.

Познакомить детей с боевыми наградами, архивными документами воинов ВОВ.

Воспитывать уважение к ратным  подвигам бойцов и командиров.

Познакомить с историей возникновения и символами государственного герба и флага России, Алтайского края, Города Заринска.

Воспитывать уважительное отношение к государственной символикой Российской Федерации.

Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к истории родного края.

Познакомить с именами героев  города, России,их подвигами.

Воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат, офицеров, желание служить в Российской армии.

Воспитание патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа, чувства гордости за свою армию.

Формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании

Сплачивать семье, учить быть командой и добиваться общего успеха

 Воспитывать у детей желание быть  сильным, ловким, смелым.

Воспитывать гордость за достояние своего города,  уважение к труду горожан.

Экскурсии  к постаменту военной техники, памятнику защитникам отечества,

в спортивную школу. Оформление альбомов: «Герои  земляки», «Мой папа в армии служил»,

«Награды».

Папки передвижки:

 « Защитники страны», «Архивные документы», «Стихи о войне», «Война и мир глазами детей».

Познавательное занятие «Государственные символы России», «Москва столица нашей Родины», «День независимости России».

Интеллектуальное казино «Щедрый наш Алтай».

Праздники: «9 мая» «День защитника Отечества»

« 23 февраля», «День

Кадета» (в МКОУ  СОШ № 15),   просмотр концерта на площади ДК «Металлург» День ВДВ».

Спортивное развлечение «Малые олимпийские игры».

Оформление альбомов:

«Наше будущее»

Встреча с учениками  - спортсменами, бывшими выпускниками ДОУ.

Собран материал -фотоальбом и презентации «Город Заринск».

Рисование «Портрет героя».

Дидактические игры «Государственные символы России»,

«Российская символика история и современность».

Лепка «Виды спорта».

Рассматривание иллюстраций в книге Г. В. Калашникова «Гербы и символы: история Российского герба».

Игра в дидактические игры «Символы России», рисование флага.

Расспросить у отца, дедушки про их службу в армии, приготовить рассказ для своих сверстников.

Подготовить вопросы для встречи с учениками

Родная природа

Развивать интерес к родной природе,

продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями литературы, живописи.

Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Закреплять понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года.

Закреплять и обобщать понятия «Овощи».

Воспитывать уважение и бережное отношение к труду своих сверстников и взрослых.

Формировать основы экологического мировоззрения.

Воспитывать любовь, заботливое и внимательное отношение к природе средствами эстетического воспитания, побуждать детей восхищаться красотой русской природы, дарами природы человеку.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций общения с природой .

Чтение художественной литературы:

 К.Паустовский  «Прощание с летом», Н. Сладков «Осень на пороге»,

Конкурс стихов «Природа мой родной дом».

Беседы по картинам: «В госте к осени»,   И. Левитан,  «Золотая осень».

Коллективные работы

 « Зимушка зима».

Оформление фотовыставки «Весна – на Алтае».

Изготовление кормушек  для птиц.

Субботник по уборке участков.

Посадка овощей на мине огороде.

Озеленение участков групп.

Презентация «Как появляется цветок»

Акция по сбору макулатуры «Сохраним дерево». Туристический поход «Экологический поход».

Прослушивание сказок в аудиозаписи:

«Упрямый зяблик», «Вежливая галка».

Просмотр мультфильмов «Слоненок турист», «Путешествие муравья».

Разучивание «Закличек».

Изготовление птиц из декоративно – прикладного материала.

Развлечение:  «Сороки», «День земли».

Изготовление газеты «Земля наш общий дом».

Книжки – малышки  о птицах, времена года

Лепка «Птичьи гнезда».

Экспериментирование

«Очищение воды», «Свойства земли».

Самостоятельное придумывание сюжета будущей картины.

Кормим птиц.

Соблюдение чистоты на участке.

Пересказ сказки  своим сверстникам.

Лепка птиц.

Родная культура

Закреплять знания различных видов городских зданий, их назначение, познакомить детей с сооружениями культуры и досуга и их назначениями.

Расширять представления детей о культурной жизни города,   известных коллективах и артистах, народных умельцах.

Познакомить с бытом, традициями  русского народа.

Приобщать детей к традиционным изготовлением  работ из слоеного теста «писанок».

Воспитывать уважение к труду людей, любовь к родному городу, краю.

Расширять представление детей о фольклорных праздниках, образцах народного творчества, обрядам, обычаям, традициям Алтайского края, народному календарю.

Воспитывать любовь к народному фольклору.

Познакомить с композиторами Алтайского края и их творчеством.

Вызвать эмоциональный отклик. Расширять  кругозор детей,  воспитывать уважение к русским народным традициям.

Экскурсии по городу

(  в библиотеку, пожарную часть, ДК «Строитель», площадь ДК «Металлург»).

Выставка на день города  «Город мастеров».

Участие в городских конкурсах:  «Минута славы», «Заринские звезды».  Беседа в мини музее   ДОУ «Горница»:   «Жизнь наших предков».

Мастер -  класс (тесто пластика) 

«Жаворонушки».

Познавательное занятие «История города Заринска»

Посещение концертов в музыкальной школе:

«День музыки», спектакли в ДК «Строителей».

Презентация «Культура Алтайского края».

Праздники:

«Осенняя ярмарка»,  «Масленица»,  «Пасха», «Троица», «Колядки».

Исполнение песен русских народных

Алтайского края, слушание и разучивание произведений А. Берликова, Кулешова.

Собран материал по теме «Фольклор»: Альбом «Русские народные песни», «Частушки», «Русские народные игры»,  «Танцы», «Музыкальные инструменты».

Подвижные русские народные  игры: «Заря зарница», «Горелки»,

«Горшки», «Волк и стадо».

Аппликация «Укрась платье», «Веселая матрешка».

Рассматривание альбомов: «Народное творчество»,  «Русский  народный костюм».

Роспись пасхальных яиц.

Сюжетно ролевая игра  «Мы идем в театр».

Рассматривание материала,  умение рассказывать об увиденном своим сверстникам.

Содержание:

    Проект построен по блокам, что способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями. Все  предлагаемые блоки связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину о России.

Блок «Родная семья»

  В рамках этого блока дети  познакомились со своей генеалогией, профессиональными корнями своих родителей. Уточняли представления детей о занятиях, семейных историях и традициях. Совместно проведенные праздники, развлечения, экскурсии позволяют лучше узнать друг друга, воспитывают гуманное отношение к своим близким.

    В организации педагогического процесса активно  участвовали  родители. Они  играли роли на праздниках,  принимали  активное участие в семинарах, родительских собраниях, помогали шить костюмы и изготавливать оборудование, атрибуты к играм, рисовали  газеты. Совместно с детьми участвовали в выставках рисунков и декоративно -  прикладного творчества.  Ходили с детьми на экскурсии, конкурсы, проводили мастер классы своих профессий.  Объединение детей и взрослых происходило на основе общих интересов, а вся деятельность строилась  по законам творчеств и сотрудничества.

Тематические праздники:  «День матери», «День семьи»  способствуют укреплению семьи, развитию более близких, теплых отношений между мамой папой и детьми.

Блок «Родная страна»

   В рамках этого блока дети расширили представления о значении герба, флага, гимна России. Используя региональный компонент,  познакомились с малой  Родиной «Алтайским краем». Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость, уважения к своей стране, ее  культуре, осознание личной причастности к жизни Родины

  Дети получили сведения о территории России (глобус, карта),  познакомились с  столицей и другими городами России, известными людьми, защитниками Отечества, знаменательными датами и  государственными праздниками.

  Блок “Родная страна” включил в себя изучение геральдики, дети не только узнали особенности изображения гербов. Основной темой было знакомство с гербом России, Алтайского края  города Заринска.

   В процессе проектной деятельности заключен договор с  учащимися МБОУ СОШ № 15  кадетского класса. С большой радостью проходили совместные спортивные и познавательные программы.   Дети принимали активное участие в праздничном утреннике, посвящённом Дню защитников Отечества, празднике «9 Мая» Воспитанники кадетской школы внимательно и с удовольствием смотрели небольшой концерт детей, принимали участие в конкурсах и эстафетах, показывали своё мастерство в разборке и сборке макета автомата. Тема   «Защитники  страны» началась с оформления выставки  альбомов  «Награды», «Герои  земляки», «Вот какие наши  папы », которая вызвала большой интерес у детей и их родителей. Большую воспитательную роль  сыграли встречи с ветеранами. Дети и родители посетили экскурсии к памятникам нашим землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны, экскурсии к постаментам боевой техники, в  музей «Боевой славы». Работа по формированию здорового образа жизни нашла отражение в Олимпийском движении, к которому были не равнодушны дети и взрослые.

Блок «Родная природа».

  Воспитание любви к родной природе, умение видеть и охранять ее красоту, - такую цель преследовал проект « Мы дети твои, Россия»

В старшей и подготовительной группах работа велась о том, как сберечь природу. Дети на познавательных занятиях знакомились с родным городом, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Педагоги показывали детям картинки, презентации о видах растений, птиц, животных, находящихся на грани вымирания, рассказывали о заповедниках нашей страны, проводили экологический КВН, экологические тропы и акции по защите природы, показывали театрализованные сказки, через игры  закрепляли правила поведения в природе. Составляли кодекс правил поведения в лесу, рассказы о природе.

Блок «Родная культура»

  Очень важно привить детям чувства любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях, праздниках и совместном досуге с родителями дети познакомились, с  устным  народным творчеством: сказками, былинами, потешками, загадками, скороговорками.

Был проведен семинар – практикум для воспитателей  по теме: «Устное народное творчество в повседневной жизни детей ДОУ.

  На экскурсиях, занятиях в  «Горнице» - мини – музее, организованном в детском саду, дети познакомились с народным  декоративно – прикладным искусством, вместе с воспитателями родителями, благодаря чему  у детей сформировалось общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте.

   Работа по реализации данного блока велась в ходе экскурсий, занятий, на которых дети не только знакомились с искусством,  но и сами составляли проекты. Так была оформлена выставка “Мой   город  ”, где в рисунках дети изображали свое желание видеть  город чистым, красивым и уютным. Городские  выставки: «Пожарная ярмарка», «Красный, желтый, зеленый».

    Знакомство с культурой города происходило через экскурсии в музыкальную школу,  посещение концертов в школе, выступления музыкантов в детском саду, цикл занятий,  проведенных музыкальными руководителями, они оставили неизгладимые впечатления у детей и родителей. Ребята были желанными гостями в  библиотеке,  на спектаклях в ДК «Строитель», увиденное и услышанное дети отражали в своих работах  в изобразительной деятельности, декоративно – прикладном творчестве. Рисунки детей отправляются на городские и краевые выставки.   В детском саду существует фольклорный  кружок «Потешки», в его репертуаре есть и русские народные песни  Алтайского края.  Кружковцы принимали участие в концертах, праздниках, проводимых в детском саду, а в 2013 году солистка Денисова Соня стала победителем на  городском конкурсе «Заринские звездочки». Коллектив  «Потешки» принимал участие в городском конкурсе «Минута славы». Чувство гордости за свой город воспитывается и через участие в праздниках, таких как День города.  Осенью, когда проводится этот праздник, в городе Заринске дети фольклорного кружка выступают на площади города, а ребята старшего дошкольного возраста и их родители приняли участие в городской выставки «Город Мастеров».

          Посещения  музея ДОУ помогает не только узнать историю вещей, но и объединяет детей и взрослых в процессе образования музея. В 1993 году начался сбор экспонатов в музей, который в настоящее время насчитывает более 50 предметов быта русского народа. Материалы экспозиции музея постоянно пополняются. Музей стал местом, где дети имеют реальную возможность соприкоснуться с историей своего края.  Кроме этого, в старших и подготовительных группах систематически оборудуются мини-музеи  в группах, такие как: “Музей куклы”, “Музей посуды”,  и др. Работа в мини-музеях развивает поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, а самое главное приобщает к истории родного края. Первые шаги духовного воспитания дошкольники получили от  радости приобщения к духовным традициям нашего народа. Заложить у детей основы духовности и нравственности помогает  знакомство детей с православием как частью истории России посредством праздников: Рождество, Пасха, Троица, старинных народных обычаев Колядки, Святки, Масленица. Дети исследуют особенности каждого народного праздника. В основу образовательной деятельности положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о   форме увлекательной игры, беседы, театрализации, просмотра детьми кукольного спектакля, в котором они принимают непосредственное участие. Заканчивается занятие угощением - традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами.

                    Вывод по проекту:

  Анализ основных показателей  свидетельствует об эффективности работы над проектом. В значительной степени повысился        уровень представлений дошкольников о родном городе, стране, праздниках и семье. У детей расширились представления  о жизни (людях и местах) за пределами детского сада. У дошкольников более чётко сформировались представления о традициях нашей страны, а так же своих семейных.

Дети знают название страны, города, свой домашний адрес, достопримечательности, знают символику России, называют народные праздники, предметы быта.

Проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют анализировать поступки. Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Дети знают родословную своей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребёнка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Общение с природой облагораживает детей, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Через воспитания любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

     Дети осознают свою сопричастность  не только к семье, но и общностям более высоких порядков (город, страна, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

       Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Привлекая родителей к совместному с детьми решению гражданских проблем, мы убедились в ценности культурно-исторического соразвития мира детства и взрослости, активного совместного участия родителей и детей в различных видах деятельности, которые стимулируют развитие способностей.

     Участие в проектной деятельности дало возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволила удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности, способствовала воспитанию гражданско-патриотических чувств.

Проект - это, прежде всего, повышение профессионального мастерства, творческого потенциала, умение анализировать и прогнозировать. Всему этому способствовали активные формы методической работы. Презентация проекта проходила в форме выставок, показа видеоматериала. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дали нам возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.

Литература.

1. Аленина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты   занятий. Изд. 4-е доп: - М.: УЦ «Перспектива», 2008г.

2. Антонов Ю. Е., Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. «Как научить детей любить Родину». Руководство для воспитателей и учителей. – 3-е изд.  – М.: АРКТИ, 2005г.

3. Баранникова О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007.

4. Зацепина М.Б., Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. М.:  Мозаика – Синтез, 2005г.

5. Иванова Т. В. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма» – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г

6. Калашников Г. В. Гербы и символы: История Российского герба. Альбом демонстрационных картин. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008г.

7. Косарева В. Н. автор-составитель: «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет – Волгоград: Учитель, 2012г.

8. Оверчук  Т. И. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.   – М., 2004г.

9. Осипова Л. Е., Зеленова Е. Г. «Мы живем в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

10. Ривина Е. К. Герб и флаг России. Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2002г.

11. Соловьева Е. В., Л. И. Царенко. «Наследие. И быль, и сказка….: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста, на основе традиции отечественной культуры». – М.: Обруч, 2011г.

12. Щербакова О. С., Фомин В. Е. Русские песни Алтая. Фольклор сибиряков-старожилов и российских  переселенцев. Учебно-методическое пособие. Барнаул: издательство АКИПКРО, 1998г.

Интернет ресурсы:

1. http://www.barnaul-altai.ru/news/citynews/

2. http://dob.1september.ru/

3. http://www.obruch.ru/

4. http://dovosp.ru/

5. http://vospitateljam.ru/

Приложение № 1

«Мой город».

Цель: закрепить знания  о родном городе. Обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к своему городу.

  1. Звучит музыка «Городок», дети входят в зал. Пальчиковая игра: «Дом».
  2. Стихи о Заринске.

Быть может, Зарница? Быть может заря? По – разному думают люди.

Но все же, похожим на утренний свет названия города будет.

Рождается город в семье городов.  Он тянется к солнцу ростками.

И счастливы люди, что город родной возводят своими руками.

А как же с названием? Зарница? Заря? Придумают что-нибудь люди.

Я веру и солнцу и небу сродни, название города будет.

Беседа: Ребята, как вы думаете, о каком городе идет речь? Что вы знаете о нашем городе?   Какой он?

Ребята, давайте расскажем стихотворение о Заринске.

         Среди озер, берез кудрявых, Заринск, наш город, возведен

         И на плечах мальчишек бравых, завод, как символ, вознесен.

         Мы жизнью от тебя зависим, коксохимический гигант,

         Не понаслышке, не из писем. В тебя вложили мы талант.

   Живи, Заринск и дай мне силу, дай веру, счастье и уют.

         Тебя заринцы,  возвеличив, не раз про город свой споют

         Про то, как строили, любили, про запах трав, черемух цвет

         И про Чумыш, про ширь раздолье, для нас земли красивей нет.

         Пусть на горе церквушка наша до бога донесет свой звон,

         Чтобы своим перстом всесильным нас окрестил на счастье он.

А теперь обратим внимание на нашу выставку «Мой любимый город» (рисунки).

  1. Выставка рисунков.

Беседа:

- Что нарисовали?

- Какое ваше любимое место в городе?

- Каким хотите видеть будущее города?

- Скажите, чем славится, и чем знаменит наш город? (Просмотр фотографий завода).

- Что производит наш завод?

- А для чего нужен кокс? (Показ и сравнения кокса и угля).

А еще в нашем городе очень много интересных зданий и улиц. И у каждой улицы есть свое название, как у человека имя.

- Какие улицы, своего города, вы знаете? (улица Строителей, Таратынова, Металлургов, 40 лет Победы, Союза республик, Воинов -  Интернационалистов и др.).

     4. Ребята, вы знаете, почему эти улицы так называются? (Дети сообщают историческую справку об истории названия улиц, на которых они живут).

Стихотворение о проспекте Металлургов:

Бывала земля здесь и полем и лугом,

А нынче таблички – проспект Металлургов

Пустырь заливают асфальтом горячим                 

А вот уже мальчик гоняет свой мячик

К людскому теплу, словно чуя морозы,

Из рощи соседской приходят березы,

От них на проспекте прибавилось света,

И стала ясней перспектива проспекта.

Стихотворение, посвященное героям ВОВ:

Они спасали свободу, честь державы

И подвиг их высокий чтит страна

Занесены на монументе славы

Простые их святые имена

Над ними не властвует время

Священная память о тех,

Кто вынес военное бремя

И выковал трудный успех.

Еще у каждого здания есть свой адрес, вот например, у детского сада № 12 «Колокольчик» адрес Строителей 14/3. А вы, ребята, знаете свой домашний адрес?

  1. Игра с мячом «Где ты живешь?»

Я бросаю мяч, у кого окажется мяч, тот называет свой домашний адрес (улица, № дома, № квартиры).

      6.Предлагаю присесть на стульчики и отгадать загадки, а загадки будут о нашем городе. (Каждая отгадка показывается детьми на фотографии).

Загадки.

- В этот дом идут с утра дети нашего двора.

Он уютный и большой, он всем детям как родной.

Там они гуляют, спят, сказки слушают, танцуют

Учатся считать, рисуют.  (Детский сад)

- Можно здесь купить таблетки и микстуру заказать,

Витамины выбрать можно, по рецепту мази взять.   (Аптека).

- В этом доме только книги, здесь их можно брать домой,

А в читальном зале тихо, прочитать журнал любой.   (Библиотека).

- Здесь покупают и продают, здесь на прилавках все люди найдут:

Могут продукты любые купить и для детишек конфет не забыть.

Могут одежду себе присмотреть, обувь, посуду и ткань приглядеть.   (Магазин).

- Электричка, поезда прибывают все сюда,

Здесь билеты продают, провожают здесь и ждут.  (Вокзал).

- Соревнованья здесь проходят, в футбол играют и в хоккей.

Здесь занимаются спортсмены, и ты спеши сюда скорей.  (Стадион).

В этом доме нет дошкольников, но зато в нем много школьников.

Учатся читать, писать, задачи сложные решать.   (Школа)

  1. Ребята, а сейчас я хочу вам рассказать легенду нашего города.

Скажите, а что такое легенда? ( Это сказка, быль, притча, рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный).

Легенда называется « Навстречу заре».

Как рассказывает легенда:  Давным – давно, между небом и землей на небольшим пяточке, жили – были, не тужили два брата – молодца и старушка мать. Братья звали Зар и Инс. Мать гордилась ими: трудолюбивые были сыновья. Огород разводили, на рыбалку ходили, вообще дружили.

Однажды в их селение, что между небом и землей, приехал человек по имени Раздор. Братья встретили гостя по всем почестям. Но через некоторое время между братьями пропала дружба.

Говорит Зар Инску:

- Инск, ты огород поливал?

- Да, поливал, - отвечает Инск.

- Рано встал я и полил! – говорит Инск.

И такие ссоры, и недоверие были очень часты, пока гостил. Раздор. Раздор уехал.

А братья настолько перестали понимать друг друга, что все хозяйство пропало, земля истощала, голод наступил в их селении.

Мать говорит своим сыновьям:

- Зар, Инск, вы были дружны, а сейчас сломить вас легко, нужно вам помириться, а поможет вам в этом общий интерес. Я предлагаю вам пойти и найти волшебное место, говорят, есть райский уголок на берегу голубой реки, рядом чудесная тайга, богатая зверьем и плодами своими и заря там красоты небывалой, если найдете – в мире жить будете, а если нет, потеряете друг друга.

Не хотелось братьям друг друга терять, и отправились они на поиски райского уголка.

Долго шли или коротко, но семь дорог прошли, семь пар сапог сносили и увидели землю красоты неописуемой: река лазурная, степь обширная, лес богатый, заря их рано встречала, красотой радовала.

Здесь и остановились братья и дружба, и любовь между ними только крепче стала.

С тех самых пор местечко райское Заринском зовется, в честь братьев Зара и Инска, а народ той местности заринцами кличут. Любовь и богатство, мир и процветания в этом городе всегда.

Ребята, вам понравилось наше занятие?  О каком городе мы сегодня беседовали? В какие игры мы играли? Ребята, спасибо вам, мне было очень интересно с вами заниматься.

Жизнь наших предков.

Занятие.

Цель: воспитывать любовь к традициям и фольклору русского народа.

  Предварительная работа: перед праздником воспитатели в группах проводят беседы о труде крестьянина, сельскохозяйственном труде; о том, как люди работают осенью в своем огороде и саду; о том, как щедра осень на подарки. Дети разучили русские народные песни и хороводы.

Ход праздника.

         Хозяйка с красными девицами сидят на лавочках за рукоделием и поют песню «Ой, заря ты моя, зорюшка». Дети здороваются, хозяева радостно встречают гостей.

Хозяюшка: Ах, батюшки, сколько вас пришло-то, привалило! Это вы к нам в помощники пришли?

Дети: К тебе, матушка, к тебе, родимая. Помогать пришли, мы труда не боимся.

Хозяева: А что вы делать-то умеете? (беседуют с детьми о работе в поле, в огороде, что такое жито, серп, закрома и т. д.).

Хозяюшка: Ах, вы мои милые, ох, вы  мои родимые, спасибо вам! Я и то думаю, ведь не управиться нам одним-то! Рада я вам несказанно, мои ненаглядные. Вы нам помогите, а уж угощеньем я вас не обделю. Вот девушки – жнеюшки с песнями в поле вышли, кто с ними?

              Девицы поют песню: «Серпы золотые»  

    Серпы золотые,  жнеи молодые

    Веселенько жали, серпочки мелькали.

    Жито-то пожали – стали с пирогами.

  Девицы выносят сноп в корзине с колосьями, ставят посередине зала и заводят новый хоровод «Ты коси, моя коса», поют и имитируют движения – вяжут снопы. По окончании песни девицы разворачиваются в две шеренги (стенка на стенку) и пою песню: «Урожайная»

большой сноп (соединяют руки) и связывают его красной лентой, приговаривая:

  1-я девица: Ой, и, слава богу, жито пожали.

  2-я девица: Жито пожали, в копны клали.

  3-я девица: В копны клали на гумне стогами, в клети закромами.

  4-я девица: А в печи пирогами.

Хозяйка: Ах, посмотрите, гости дорогие, какой красавец сноп-именинник. Поставлю его в красный угол. А вы, детки ненаглядные, что про хлебушек

знаете? В старину ведь люди посвящали стихи, песни, припевки хлебу.

  Дети всех групп (средняя, старшая, подготовительная) читают о хлебе стихи, инсценируют песни: «Бай-качи-качи», «Урожайная» А. Филиппенко, «Огородная-хороводная», «Качены».

Ведущая: А знаете вы, ребятки,  сколько нужно было трудиться, чтобы вырастить хлеб, и как тяжело достается урожай? Поговорки и пословицы  об этом знаете?

  Дети называют пословицы о труде.

Хозяйка: Заканчивались осенние работы, весь урожай убран с полей и огородов. И начиналось веселье! Гляньте на улицу, солнышко смеется, на лужок зовет. Все дети и взрослые выходят на улицу.

Ведущая: Кончил дело – гуляй смело.               

                  Делу время, а потехе час!

                  У Петровых у ворот

                  Вьется, вьется хоровод.

                  Вьется, вьется хоровод, -

                  Собирается народ.

  Ведущая приглашает детей поиграть в игры «Шел король по лесу», «Заинька», «Княгини – бояре», «Летели две птички».

Хозяйка: Урожай собрали, в закрома поклали, хороводы пели. А силы –то у нас остались?

  Начинается игра «Тяни холсты».

                  Тяни холсты, потягивай!

                  В коробочку накладывай.

                  Это Сашин холст, это Вовин холст и т. д.

  Затем проводится аттракционы «Убери картошку», «С какой ветки детка».

Фольклорная группа: А теперь, ребятки, отгадайте загадки! (Загадывают загадки про разные овощи).   

  Затем проводится игра: «Рассортируй овощи и фрукты», игра про грибы или исполняется песенка «За грибами».

Хозяйка: А теперь пора нам снопы потешить, частушки спеть (сама запевает, к ней присоединяются другие взрослые и дети). А споемте - ка ребятки вместе «На горе-то калина».

  Дети и взрослые хором исполняют песню.

Хозяйка: Ну что ж, пора угощать вас, гости дорогие, пирогами вкусными с капустой да с ягодками, караваем.

  Под русскую народную песню вносят угощение.

Хозяйка: Каравай из нового урожая! Пирожки вкусные! А кто пожелает, может и чайку с травками из самовара отведать. Подходите к столу, не стесняйтесь!

  Все садятся за стол, угощаются, поют, благодарят хозяюшку за вкусные пирожки! Праздник заканчивается чаепитием.

                                                                   

Конспект занятия
Тема: «Зелёные друзья природы»

Цели занятия:

  • Формировать знания детей о человеке, как части природы и окружающего мира в целом;
  • Учить понимать роль человека в нарушении и сохранении природы, целостности экосистемы, освоение правил поведения в ней;
  • Учить устанавливать причинно – следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу;
  • Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных, гуманных поступков;
  • Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на бедственное состояние объектов природы и состояние близких людей, и при этом активно проявлять себя в помощи (пожалеть, угостить, вылечить, ухаживать за растениями и животными).

Предварительная работа:

  • Наблюдения в природе
  • Беседы с детьми

Оборудование:

  • Магнитофон
  • Компьютер
  • Мультимедиа
  • Музыка к некоторым фрагментам занятия
  • Графическое изображение деревьев
  • Напоминающие знаки
  • Эмблемы «Знаток природы»

(звучит музыка; затем раздается радио сигналSOS)

Воспитатель:вы слышите, ребята, этот сигнал -  SOS. Такой сигнал подают с тонущего корабля, и всякий, услышавший его, где бы он не жил и на каком бы языке не говорил, всякий знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении.

Но сейчас все чаще просят о помощи не только с тонущего корабля; все чаще мы слышим от природы: «SOS! SOS! Остановитесь! Одумайтесь!» - шепчут человеку леса.

«Не оголяй землю, не превращай её в пустыню. Пощади! – кричит Земля.

         Скромные жители Земли просят о помощи, но современные люди разучились понимать язык трав, птиц, язык лесов, зверей, говор ручьев и рек. Они не слышат, как трудно живется им в современных условиях. Планета устала от дымящихся труб, от воин и взрывов, от загрязнения рек, от того, как безжалостно обходится с ней человек. Слышите, это наша планета  просит о помощи!

Давайте прислушаемся к тревожным сигналам и превратимся из группы мальчиков и девочек в «Зеленых друзей природы» и отправимся с вами в путь – на помощь природе.

(звучит запись пения птиц, шум листвы…)

Воспитатель:Ребята, для начала отгадайте загадку, куда мы с вами отправимся:

Загадка о лесе:

 Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч её долой?

Правильно! Но он такой большой и сильный, почему вдруг жаловаться надумал? На кого обиделся?

Сходим- ка мы к нему в гости.

Воспитатель:Посмотрите, ребята, что творится в лесу (фрагмент мультфильма «Сказка старого дуба»)

Скажите, ребята, поведение Макара вызывает у вас возмущение? Почему? А как надо вести себя в лесу?

В лесу необходимо тихо себя вести, нужно помнить, что лесным жителям тишина нужна, нельзя ломать, губить природу леса, лес – наше богатство!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что натворил мальчик (на полу лежит гнездо с птенчиками). Давайте исправим его ошибки и вернём гнездо на дерево. Только скажите, кто знает, как правильно надо это сделать?

Дети:Необходимо надеть перчатки на руки и подсадить птенцов в гнездо, чтобы мама-птица не учуяла запаха рук.

Воспитатель: И запомнить необходимо людям, что гнезда птиц разорять нельзя!!!

Воспитатель: Молодцы, ребята, навели мы в лесу порядок! Нам пора в путь.

Вот и следующая загадка:

Загадка о воде. (на слайде река)

 Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Воспитатель: Послушайте историю "Однажды весной Вася Жалейкин пришел на берег реки полюбоваться природой, но увидел ужасную картину. На берегу всюду валялся мусор. Непорядок, как некрасиво,  - подумал Вася,  - мусор нужно убрать. Собрал он весь мусор и бросил в реку. Мусор утонул, круги разошлись по воде, и вокруг опять стало красиво. Вася сидел и радовался, -  какой я молодец!"

Воспитатель: "Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Вася?"

 Дети: свое мнение.

Воспитатель показывает им две банки: в одну налита чистая вода, а в другой, в воде, находится разный мусор.

 Воспитатель спрашивает детей: "Что происходит с мусором в воде? Какая стала вода? Могут ли в такой воде жить рыбы и другие животные водоема? А как вы думаете, ребята, смогут ли в такой воде жить водоросли?" Воспитатель берет фонарик и показывает, как пропускает свет грязная вода с мусором, и как проходит свет через чистую воду.

Воспитатель:"Чего же не хватает в такой грязной воде растениям?"

Дети: "Света".

Воспитатель: "Вы хотели бы искупаться в такой воде?"

Дети: "Нет".

Воспитатель: "А что же нужно было сделать Васе с мусором?"

 Дети: ответы детей  (собрать в пакет и……

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот и реке  мы помогли! (Звучит фонограмма «плеск воды»)

А нам пора дальше идти. Идут к лесной опушке. (на слайде поляна без цветов)

 Воспитатель: Ребята, мы пришли на полянку, посмотрите, чего тут не хватает?

(Нет цветов) .

 Давайте мы оживим поляну (дети рисуют цветы, на разносах  насыпана манка).

 (звуки насекомых)

Воспитатель: «Ребята, вот и наша полянка ожила.» (слайд полянка с цветами)

 (любуются результатом своего труда)

Мы сегодня хорошо потрудились с вами, ребята, но, к сожалению, не все люди знают о том, как надо вести себя в природе, для этого я хочу предложить вам создать запрещающие знаки.

Присаживайтесь за столы, посмотрите внимательно на картинки, нажмите на те, которые вы считаете, подходят к знаку «Нельзя разорять птичьи гнёзда.» Теперь нажмите на красную полоску, затем на квадратик в правом нижнем углу.

Создаём второй знак «Нельзя засорять реки.» И третий знак «Нельзя вырубать леса.»

Гимнастика для глаз:

Раз налево, два направо

Три наверх, четыре вниз

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Вывод: «Да, ребята, теперь вы -  настоящие защитники природы, эти знаки мы сейчас распечатаем и раздадим детям и взрослым из других групп…. »

Что за пруд без лягушат?

Что за озеро без рыб?

 Что за остров без цветов?

Без проворных воробьев

Что за дерево без птиц,

Без скворцов и без синиц?

 Приходите к нам, лягушки,

Насекомые, зверушки,

Поселяйтесь здесь, цветы,

Птицы, рыбы и коты.

Жить здесь будем вместе мы!

Воспитатель: «Да, ребята, природу надо беречь, сохранять, чтоб радоваться всему живому на земле. Я верю в вас, вы сами научитесь и других научите беречь нашу планету. Ведь вы -  настоящие защитники и друзья природы. А чтобы все узнали об этом, я хочу подарить вам знак – эмблему «Знаток природы!»

Концерт: «День победы - 9 Мая»

Цель: создание условий для формирования любви к Родине, толерантного отношения, через синтез искусств (художественное слово, музыка, произведения искусств).

Звучит музыка, на экране показываются репродукции Великой Отечественной войны, звучат стихи про Великую Отечественную войну.

Вед: Мы празднуем День Победы. Мы празднуем день освобождения нашей Родины от врагов. Но победа эта была нелегкой. Многие не вернулись домой. Многие геройски погибли. Но они живы в наших сердцах, в нашей памяти. В память о них зажжен и всегда будет гореть вечный огонь. Сегодня этот концерт мы посвящаем Дню Победы.

Вед: Встречайте, для вас  дети исполнят   песню «9 Мая!», музыка и слова Роот.

Стихи детей:

Отстояли наши деды труд и счастье на земле.

Ярко светят в честь Победы звезды мира на Кремле!

За страну родную люди отдавали жизнь свою.

Никогда мы не забудем павших в доблестном бою.

Вед: Как растенья в дни весны,

Мир цветёт весь без войны.
Всё растёт под мирным небом:

 От детишек и до хлеба.
И от мирного труда,

Ввысь стремятся города.
Хорошеют дружно сёла,

 Счастлив весь народ весёлый.
Жизнь спокойна круглый год,

Нет голодных, нет сирот.
Спится сладко на подушке,

Коль молчат ночами пушки.
Только знай: мир очень хрупкий,

 Как хрустальные скорлупки!
Чтобы войнам не бывать,

Мир нам нужно защищать!

Вед: Выступает танцевальная группа «Веселые горошины».  Танец «Цветок».

Вед: А сейчас  для вас дети  исполнят песню «В день Победы». Слова Карасева, музыка Абрамова. Давайте поприветствуем их.

Стихи детей.

В день победы, утром рано, выйди в город, погляди.

Вот шагают ветераны, с орденами на груди.

Спасибо ветеранам скажем за жизнь, за детство и весну.

За тишину, за мирный дом, за мир, в котором мы живем.

Вед: Выступает группа № 9, они исполнят песню «В день Победы».

Вед: Пусть перетянуто ремнем когда-то было наше детство.

Мы доброй памятью живем о ярких, светлых днях кадетства.

        И коль встречается кадет, он для меня роднее брата.

        Надежней друга в жизни нет, а для страны – верней солдата.

 Сейчас дети  группы № 4 исполнят для вас песню «Кадеты»

Вед: Выступает вокальная группа, они исполнят песню «Про дедушку». Слова и музыка Рыбкиной.

Стихи детей:

Девятое мая и в небо взлетают шары!

Девятое мая – повсюду улыбки, цветы!

Девятое мая – и слезы, и радость в глазах!

И счастье Победы останется  в наших сердцах!

Девятое мая – пусть голуби в небе кружат!

Девятое мая – мы помним твой подвиг, солдат!

Девятое мая – на солнце блестят ордена!

Спасибо за мир! Пусть тебе салютует страна!

Вед: Выступает танцевальная группа «Веселые горошины» они для  вас исполнят  «Танец кукол ».

Вед: Какая выправка и стать, мальчишек наших не узнать.

        В вас все девчонки влюблены, ведь вы  - защитники страны.

Вед: Будущие защитники нашей Родины, дети старших групп, исполнят песню «Защитники страны»  Слова Кожемятниковой, музыка Берлякова.                    Встречайте!

Вед:  Для вас выступает вокальная группа «Колокольчик». Они исполнят песню «Если б не было войны».  Слова   И. Шаферан,   музыка  М. Минков.

Вед: У памятника павшим солдатам лежит вечный цветок. Он – то гвоздика, то роза, то василек, то ромашка…..  Даже зимой, когда всюду снег и стужа, лежит цветок у памятника. Откуда он берется? Его приносят люди. Уберут увядший, положат свежий и скажут: «Мы никогда не забудем вас, герои». Прошу почтить память погибших стоя.

                                                  Минута молчания.

Вед: Расписные наши ложки, веселее, чем гармошки.

        Как начнем на них играть, так и хочется плясать.

Вед: Для вас  дети подготовительной  группы исполнят танец                «Кадриль Баяновская»

Вед: А сейчас дети вокальной группы исполнят песню «Наша Родина сильна». Слова Волгиной, музыка Филиппенко. Встречайте!

Стихи детей:

Сегодня праздничный парад, а вечером салют!

Я надеваю свой наряд, меня ребята ждут.

Возьмем букеты и флажки, и встанем дружно в ряд.

На наш отряд из - под руки прохожие глядят.

Мы к обелиску каждый год  несем цветы весной.

Здесь устоял геройский взвод  той страшною войной.

Теперь тут птицы гнезда вьют, играет детвора.

       Солдаты с песнями идут, и мы кричим «Ура!»

Мы рады миру и весне, давайте все дружить.

Но память, правду о войне, должны мы сохранить.

Вед: А сейчас для вас исполнят песню наши очаровательные девочки Даша Чернова и Кристина Чернова.   Песня «Мамочка.»

Вед: Вальс воевал, он в шинели шел запылен,

Вальс напевал про Маньчжурские сопки,

Вальс навевал нам на фронте «Осенний сон»,

И как друг фронтовой, не забудется он.

Вед: Встречайте, для вас танцует танцевальная группа «Веселые горошины». Они исполнят танец  «Первый вальс».

Вед: Сегодня праздник - День Победы! Счастливый, светлый День Весны!

         В цветы все улицы одеты, и песни звонкие слышны.

 

 

 

 

Вед: К нам на концерт, посвященный Великому празднику Победы, пришли поздравить ветеранов дети из кадетского класса. Послушайте эти стихи. Стихи кадетов.

Вед: Ликуют трубы медные, поет, гудит земля.

        Несется песнь победная над звездами Кремля!

Вед:    На этом наш праздничный концерт подошел к концу. Мирного вам неба. До свидания.

Семинар – практикум с родителями и детьми «Быть здоровым – здорово!».

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах ЗОЖ через совместную деятельность с детьми.

Задачи: Дать теоретические знания родителям о здоровом образе жизни и формах оздоровительной деятельности вместе с детьми.

Познакомить на практике родителей и детей с интересными и доступными  игровыми заданиями.

Обучить изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования из бросового материала для организации досуга ребенка и взрослого.

Оборудование: мультимедийное оборудование, бросовый материал для изготовления нетрадиционного оборудования:  пластиковые бутылки, пробки, пуговицы, веревки, ткань и др. Буклеты о здоровом образе жизни.

Ход мероприятия:

Мероприятие проходит в спортивном зале, дети и  родители  сидят за столами .

Ведущая:

Добрый вечер, уважаемые гости!  Папы и мамы, бабушки и дедушки! Как укрепить здоровье детей, избежать болезни? Эти вопросы волнуют и вас, родители, и нас педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее, вырастали и входили в большую жизнь не только образованными, но и здоровыми и закалёнными. Есть ли ключи к решению этой задачи? Сегодня мы пригласили вас на встречу, в ходе которой  хотели бы раскрыть эти ключики и осветить вопросы приобщения вас и членов ваших семей к здоровому образу жизни. А помогут в этом разнообразные формы оздоровления и организации активного отдыха в вашей семье.

 Игра «Давайте познакомимся»

Ведущая:

 «Здоровье-это самое ценное, что есть в человеке» Н.А. Семашко.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Уважаемые родители, кто из вас знает, что такое ЗОЖ? (высказывания родителей)

 Видеоролик «Высказывание ребёнка о здоровье».

Ведущая:

Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболевания, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности, и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды.

Ведущая:

А сейчас мы вас познакомим с данными о здоровье детей нашего д/с за 2013 год, в группе № 3 детей с 1 группой здоровья - 7 . 2 группа здоровья -18 .3группа здоровья – 1; в 4 группе 1группа здоровья – 4 , 2 группа здоровья -21 . 3 группа здоровья -4; 9 группа 1группа здоровья -2 .2 группа здоровья 21 .3 группа здоровья -4 .Как мы видим, практически здоровых детей очень мало.

Ведущая:

К аждый из вас хочет видеть своего ребёнка здоровым, счастливым, но не каждый задумывается о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, «жили в ладу с собой», окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит ЗОЖ- здоровый образ жизни. Именно он даёт физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что ты живёшь.

Здоровый образ жизни ,как система, складывается из 3 основных элементов, трёх культур:……………..

  Культура питания включает в себя снабжение организма достаточным количеством энергии, а именно: потребление продуктов, которые полезны и необходимы вашему организму для поддержания его хорошей формы.

Опыт «Очищение воды.»

  Культура эмоций -  это удержание внутреннего состояния организма в балансе, потому что здоровый человек в состоянии морального упадка вовсе не здоровый. Отрицательные эмоции обладают разрушительной силой, положительные эмоции сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Детский игровой массаж .

    Культура движения. Как говорил Аристотель: «Движение-это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека как физическое бездействие.»

 Вопросы родителям:

  1. Какая из культур основная?
  2. Для чего нужна физическая нагрузка для организма?

Больше двигайтесь, так как именно движение и физическая нагрузка помогает всегда быть на высоте: здоровым, бодрым, полным энергии и в хорошем настроении.

Вопросы родителям:

1.Участвуете ли вы в физическом воспитании своих детей?

2. Что этому мешает?

Здоровье детей во многом определяется вашим отношением к физическому воспитанию ребёнка в семье. Многие из вас, мы надеемся, готовы активно участвовать в физическом воспитании своих детей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений. Неосведомлённость в вопросах использования средств физического воспитания в условиях семьи приводит к низкому уровню здоровья детей.

Игра «Смена – перемена.»

Ведущая:

Наши дети очень много знают о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым.  Многие из них занимаются физической культурой, и вы, уважаемые родители, прилагаете для этого много усилий, но возникает вопрос, почему же, по статистике, процент заболеваемости детей так высок? (ответы родителей).

Можно подвести итог, что основными причинами заболеваемости детей являются: неполноценное питание, недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, неумение проводить профилактические мероприятия по оздоровлению детей. Мы все хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми, но если только желать и при этом ничего не делать, результата не получишь.

А большими соратниками в этом деле могут стать ваши дети. Мы с вами стали меньше общаться с ними, заменяя общение просмотром телепередач и игрой в компьютер, забывая и пренебрегая самыми простыми формами оздоровления - утренняя гимнастика, пешие прогулки, закаливание, активный отдых (ходьба на лыжах, коньки, бег, оздоровительная ходьба, плавание и т. д.)

Весёлая музыкальная зарядка.

Вопросы родителям:

  1. Кто из вас занимается с детьми гимнастикой и т.д.

Сегодня мы представим вашему вниманию простые и доступные задания и упражнения, которые помогут вам в оздоровлении детей и организации вашего активного отдыха. Берите вашего малыша и располагайтесь для практического задания.

Практическая часть:

«Наши руки не для скуки»

Сделать физкультурное оборудование  из бросового материала.

Ведущая:

      В конце нашей встречи хочется вам выразить

слова благодарности за участие,  и  за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу.

Пусть будут счастливыми и долгими годы вашей жизни, полными любви к своим детям. Вы очень им нужны. Если человек провел свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, горячо любящими его людьми – родителями, - это значит, что он потерял тысячу сказок, тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, оказался в тысячу раз незащищенней. Спасибо вам за то, что вы продолжаете себя в своих детях, вкладываете в их воспитание душу и  сердце. Помните, что здоровье ваших детей не только в наших руках, но и в ваших руках. Мы видим в вас поддержку в совместном для всех нас и важном деле – воспитании здоровых детей.

Будьте здоровы!

 Сценарий фольклорного праздника «Сороки»

 Подготовительная группа.

Цель: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старинным традиционным бытом.

Дети заходят в музыкальный зал под музыку.
Ведущий: Отшумела злая вьюга, стала ночь короче дня.
                   Теплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.
                   Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лед.
                   Тает баба снеговая и ручьями слезы льет.
Давайте, ребята, позовем солнышко, чтобы оно еще ярче светило.
                                   Дети произносят закличку «Солнышко».
   «Солнышко, солнышко, выгляни на бревнышко,
     Там детки сидят, на тебя глядят.
Солнышко: Хорошо Весну закликаете, да только не идет она. Я помогу вам вернуть ее в наши края. Перво-наперво, надо ветры попутные позвать.
                                      Дети выполняют упражнение «Ветер».

                      ( Произнося слова, выполняют соответствующие движения.)
   Ветер дует нам в лицо, - вытягивают вперед руки, машут  ладонями.
   Закачалось деревцо. - наклоны вправо, влево.
   Ветер тише, тише, тише, - приседают, руки вперед.
   Деревцо все выше, выше, - встают на носки, поднимая руки.
Солнышко: На «Сороки» сорок птиц прилетают.
                      Опустилось на землю тихое: «Ау!»
                      На неведомом суку вздрогнуло: «Ку – ку!»
                      Застучало по стволам: «Тук – тук!»
                      Лес встает навстречу нам: «Кто там?».
Ведущий: Вы послушайте звуки лесной истории и попробуйте догадаться, кого мы встретим в лесу.
                         (Прослушивание в записи «Звуки леса».)
Ведущий: Посмотрим, сколько птиц прилетело к нам?
                                           Солнышко читает загадки.

( Когда загадка отгадана,  прикрепляется отгадка.)
1. На шесте – дворец, во дворе – певец, а зовут его…
                                                                                           /Скворец/.
2. Солнцем залита опушка, загорелся только день.
   И проказница – кукушка куковать уселась в тень.

Где она? Никто не знает, на каком сидит суку,
   В прятки с солнышком играет и кричит ему …
                                                                                      /Ку – ку/.
3. С виду, скажем, неприметна, оперение неярко,
   Шелушить же любит зерна и зовется …
                                                                                        /Коноплянка/.
4. Всех перелетных птиц черней, враг личинок, друг полей,
   Взад – вперед по пашне вскачь, и зовется птица …
                                                                                            /Грач/.
Солнышко: Приглашаю ребят поиграть в игру «Накорми птенцов».
Птицы  должны  накормить птенцов. Птиц должно быть больше, чем птенцов. Под музыку птицы  летают. Музыка останавливается – птицы летят кормить птенцов. Птица, которой не хватило птенца, выбывает из игры.
Ведущий: Птицы испугались орлана, спрятались. Только дятел не боится, весело стучит по дереву.
         (Дети встают друг за другом и выполняют массаж спины)

                                                          «Дятел».
Дятел жил в дупле пустом - Похлопывание ладошками  по спине.

По дубу долбил, как долотом 
Тук – тук – тук, тук – тук – тук! - Поколачивание пальцами.
Долбит дятел крепкий сук.
Клювом, клювом он стучит - Постукивание кулачком.
Дятел ствол уже долбит.
Дятел в дуб все тук да тук… - Постукивание ребрами ладоней.
Дуб скрипит: «Что там за стук?»
Дятел клювом постучал - Поглаживание ладошками.
Постучал и замолчал,
Потому что он устал.
Ведущий: Замолчал дятел, уснул. Настала ночь. Только совушка – сова не спит, на охоту вылетает.
                          Проводится подвижная игра «Сова».
        (Дети ходят по кругу и поют, сова сидит на стуле, в середине круга.)
«В лесу темно. Все спят давно, одна сова не спит,
  На суку сидит, во все стороны глядит, да как полетит!
                   (Ребята разбегаются, а совушка-сова их догоняет.)
Ведущий: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
«Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
  Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
  Прилетели птицы: голуби, куницы.
  Прилетели птицы: голуби, синицы,

чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.
  Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи,

 чибисы, чижи,
    Аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Ведущий: 22 марта, когда день  становился по длине равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек «жаворонков», пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх и кликали весну.
            «Жаворонки, прилетите, весну – красну принесите.
            Принесите весну на своем хвосту,
            На сохе, на бороне, на овсяном снопе»
Солнышко: Ну, какой же праздник без «жаворонков»? Я приготовила соленое тесто, из него мы с вами изготовим эти весенние сувениры.
                 (Совместное изготовление «жаворонков» из соленого теста.)

Солнышко: Молодцы и ребята, и родители. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, птичек тоже угостить: раскрошите да разбросайте на все четыре стороны, чтобы птички прилетели к вашему дому.
                               Солнышко раздает угощение, приговаривая:
«Жаворонки прилетели, на головку деткам сели.»
   Хоть птицы к нам возвращаются, а до тепла еще далеко – 40 мучеников,
   40утренников, 40 заморозков.
                                  Солнышко прощается и уходит.

Приложение № 2

Критерии диагностики.

Уровень знаний по тематическому блоку  «Родная семья».

Фамилия

имя

ребенка

Умение называть имена  и отчества родителей

Знание  домашнего адреса и номера телефона, адрес детского сада

Иметь представление о  труде взрослых, уметь называть их профессию

Умение рассказывать о семейных традициях

 Умение составлять рассказ о семье

Уровень знаний по тематическому блоку  «Родная страна»

Фамилия

имя

ребенка

Знание названия страны

 и столицы Родины, государственных праздников

 Уметь рассказывать

 о достопримечательностях

 Москвы.

Знание

герба, флага, гимна России

Знать рода войск, называть защитников Отечества

Знать столицу Алтайского края, названия городов, рек.

Знать  виды спорта, известных спортсменов.

Уровень знаний по тематическому блоку   «Родная природа»

Фамилия

имя

ребенка

Знание

Природы

родного края

Знание   названий

зимующих птиц 

Знание названий

животных

Знать

экологическую

зависимость

взаимодействия человека и природы

Иметь представление о планете Земля

Уровень знаний по тематическому блоку  «Родная культура»

Фамилия

имя

ребенка

Знание народных традиций,  обычаев и обрядов русского народа, Алтайского края

Знание  культурных объектов

достопримечательностей города Заринска, Алтайского края

Знание

известных 

художников, композиторов, поэтов, писателей и их творческих работ

Знание народных промыслов

Знание народных праздников:

Коляда

Масленица

Троица

                      

Диагностический инструментарий определения результатов работы по теме:

  • метод  изучения продуктов детского творчества;
  • метод наблюдения;
  • методы анкетирования, бесед с родителями с целью изучения семейного микроклимата, отношения к программе и др.

Критерии диагностики уровня знаний и навыков детей по теме.

В начале и в конце проектной деятельности,  провели мониторинг знаний навыков детей по патриотическому воспитанию: начальная и итоговая. Оценка знаний производилась по 3-х бальной шкале. Результаты помогли выявить недостатки в работе и вовремя их скорректировать.

  

Приложение № 3

Блок «Родная семья»                                                                                                          

Экскурсия в ЗАГС 8 – июля отмечается замечательный праздник, который посвящён вечным ценностям – Всероссийский день семьи, любви и верности! Символ праздника цветок – ромашка.

image011

Выставка поделок   «Семейный оберег»

image015

Экскурсия в музыкальную школу

                  image017

Семинар – практикум с родителями и детьми «Быть здоровым – здорово!».

image019

Выставка рисунков: «Портрет мамы»

image021 

 

 

Литературная викторина:

«В гостях у дедушки Корнея»

                                                    image023

«Папина профессия  - путешествие в страну умелых рук»

image025

«Всё об Олимпиаде»

image027

Вместе с родителями и детьми оформили «Уголок Олимпиады»

                                                                              

Блок «Родная страна»

                                                                                                                 Приложение

День Победы» - на мемориале Славы.

image031

         Экскурсия к постаменту военной техники.

image033

 
                                                    

Экскурсия в спортивную школу

image035           

Мой папа в армии служил»

 
   

 image037

«23 февраля с кадетами».

 
   

image039

Праздник «День Победы»

                       image041

                                               Блок «Родная природа»                             

Экологическая акция «Берегите птиц»

image043

Субботник по уборке территории детского сада. Зимой и осенью, ребята из лицея «Бригантина» приходят нам на помощь.

image045

Создание мини - огорода на территории детского сада

image047

              Акция по сбору макулатуры «Сохраним дерево»

image049

     Блок «Родная культура»

                                                                                          

Выставка День города «Город мастеров»

 

image051

 

         Цикл занятий в мини -  музеи.

image054

Жизнь наших предков.

Занятие.

 
   

 

image058

 

Приложение № 4.

  «Пословицы о  семье».

image056

На что и клад, коли в семье лад.


Любовь да совет — так и горя нет.

Согласье в семье - достаток в дому,
раздоры в семье - пропадать всему.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Добрая семья прибавит разума-ума.

В своей семье не велик расчет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В родной семье и каша гуще.

За общим семейным столом еда вкуснее.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Мать кормит детей, как земля людей.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

 «Поговорки о семье».

В недружной семье добра не бывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.
 
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В семье, где лад, счастье дорогу не забывает.

Изба детьми весела.

Куда иголка – туда и нитка.

Мать в семье – клад.

Муж да жена – два сапога пара.

На стариках семья держится.

От худой курицы худые яйца.

Руби дерево по себе.

Слепой щенок – и тот к матери ползёт.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья — опора счастья.

Семья – печка. Как холодно – все к ней собираются.

Шишка от ели недалеко падает.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Заклички.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Наскучила,

Руки, ноги отморозила!

* * *

Жаворонок,

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето,

На тебе сани,

А нам телегу!

* * *

Жаворонок!

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето!

На тебе сани,

А нам телегу!

* * *

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

* * *

Жаворонки,

Жаворонки,

Прилетите!

Краснувёсну

Принесите!

Зиму холодную

Унесите!

* * *

Жаворонки, прилетите!

Красну - весну принесите!

Нам зима-то надоела,

Весь хлеб у нас поела

Нет ни хлеба, ни картошки,

Самовар стоит на окошке,

Чай я выпил. Сахар съел,

Самовар на кол надел.

* * *

Приди, весна, приди, красна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Жаворонок!

Жаворонок!

На тебе зиму,

А ним лето,

На тебе сани,

А нам телегу!

Жаворонки, жаворонки,

Катитесь колесом,

Ваши дети за лесом

Связаны поясом.

* * *

«Весна красна,

На чем пришла? »

- «На жердочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке».

- «А мы весну ждали,

Клочки допрядали».

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

«Кулик, кулик,

Замыкай зиму,

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Теплое лето! »