Сценарий фольклорного праздника «Сороки»

В подготовительной группе.

Цель: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Дети заходят в музыкальный зал под музыку.image002
Ведущий: Отшумела злая вьюга, стала ночь короче дня.
                   Теплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.
                   Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лед.
                   Тает баба снеговая и ручьями слезы льет.
Давайте, ребята позовем «Солнышко», чтобы оно еще ярче светило.
                                   Дети, произнося закличку «Солнышко».
   «Солнышко, солнышко, выгляни на бревнышко,
     Там детки сидят, на тебя глядят.
Солнышко: Хорошо Весну закликаете, да только не идет она. Я, помогу вам вернуть ее в наши края. Перво-наперво, надо ветры попутные позвать.
                                      Дети выполняют упражнение «Ветер».

                 

     ( Произнося слова, выполняют соответствующие движения.)
   Ветер дует нам в лицо - Вытягивают вперед руки, машут  ладонями.
   Закачалось деревцо - Наклоны вправо, влево.
   Ветер тише, тише, тише - Приседают, руки вперед.
   Деревцо все выше, выше - Встают на носки, поднимая руки.
Солнышко: На «Сороки» сорок птиц прилетают.
                      Опустилось на землю тихое: «Ау!»
                      На неведомом суку вздрогнуло: «Ку – ку!»
                      Застучало по стволам: «Тук – тук!»
                      Лес встает навстречу нам: «Кто там?».
Ведущий: Вы послушайте, звуки лесной истории и попробуйте догадаться, кого мы встретим в лесу.
                         (Прослушивание в грамзаписи «Звуки леса».)
Ведущий: Посмотрим, сколько птиц прилетело к нам?
                                           Солнышко читает загадки.

( Когда загадка отгадана,  прикрепляется отгадка.)
1.На шесте – дворец, во дворе – певец, а зовут его…
                                                                                           /Скворец/.
2.Солнцем залита опушка, загорелся только день.
   И проказница – кукушка куковать уселась в тень.

Где она? Никто не знает, на каком сидит суку,
   В прятки с солнышком играет и кричит ему …
                                                                                      /Ку – ку/.
3.С виду, скажем, не приметна, оперение не ярко,
   Шелушить же любит зерна и зовется …
                                                                                        /Коноплянка/.
4.Всех перелетных птиц черней, враг личинок, друг полей,
   Взад – вперед по пашне вскачь, и зовется птица …
                                                                                            /Грач/.
Солнышко: Приглашаю ребят поиграть в игру «Накормиптенцов».
( Птицы,  должны накормить птенцов. Птиц должно быть больше, чем птенцов. Под музыку птицы - летают. Музыка останавливается – птицы летят кормить птенцов. Птице - которой не хватило птенца, выбывает из игры.)
Ведущий: Птицы испугались орлана, прятались. Только дятел не боится, весело стучит по дереву.
         (Дети встают друг за другом и выполняют массаж спины)

                                                          «Дятел».
Дятел жил в дупле пустом - Похлопывание ладошками по Дуб долбил, как долотом.спине.
Тук – тук – тук, тук – тук – тук! - Поколачивание пальцами.
Долбит дятел крепкий сук.
Клювом, клювом он стучит - Постукивание кулачком.
Дятел ствол уже долбит.
Дятел в дуб все тук да тук… - Постукивание ребрами ладоней.
Дуб скрипит: «Что там за стук?»
Дятел клювом постучал - Поглаживание ладошками.
Постучал и замолчал,
Потому что он устал.
Ведущий: Замолчал дятел, уснул. Настала ночь. Только «Совушка – сова» не спит, на охоту вылетает.
                          Проводится подвижная игра «Сова».
        (Дети ходят по кругу, и поют, Сова сидит на стуле, в середине круга.)
«В лесу темно. Все спят давно, одна сова не спит,
  На суку сидит, во все стороны глядит, да как полетит!
                   (Ребята разбегаются, а «Совушка-сова» их догоняет.)
Ведущий: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
«Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
  Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
  Прилетели птицы: голуби, куницы.
  Прилетели птицы: голуби, синицы,

чибисы, чижи, галки и стрижи, комары,

кукушки.
  Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи,

 чибисы, чижи,
    Аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Ведущий: 22 марта, когда день, становился по длине, равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек «жаворонков», пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх и кликали весну.
            «Жаворонки, прилетите, весну – красну принесите.
            Принесите весну на своем хвосту,
            На сохе, на бороне, на овсяном снопе»
Солнышко: Ну, какой же праздник без «жаворонков»? Я приготовила соленое тесто, из него мы с вами изготовим эти весенние сувениры.
                 (Совместное изготовление «жаворонков» из соленого теста.)

Солнышко: Молодцы и ребята, и родители. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, птичек тоже угостить: раскрошите да разбросайте на все четыре стороны, чтобы птички прилетели к вашему дому.
                               Солнышко раздает угощение, приговаривая:
«Жаворонки прилетели, на головку деткам сели.
   Хоть птицы к нам возвращаются, а до тепла еще далеко – 40 мучеников,
   40утренников, 40 заморозков.
                                  Солнышко прощается и уходит.