^Вверх

logo

       Благотворное влияние музыки на здоровье детей уже не раз доказало учеными и врачами – практиками. Мы все знаем, что музыка успокаивает, музыка – лечит, музыка поднимает настроение. Мы провели анкетирование среди воспитателей нашего детского сада (Приложение № 1).

 

Отвечая на эти вопросы, почти все отметили классическую музыку, и действительно, классическая музыка помогает работать организму ребенка в замедленном режиме, что позволяет улучшить зрение, память, купировать приступы головной боли, нормализует работу сердца и головного мозга. Ежедневное прослушивание классической музыки в течении 20-30 минут, способствует развитию речевых навыков детей.

  А вот рок- музыка, вредна для здоровья. Она оказывает плохое влияние на психику ребенка и вызывает, так называемые, зомбирующие состояния, кроме того, такая музыка способствует ухудшению самочувствия, и апатии.

  У психологов нет определенных рекомендаций, какие произведения можно слушать, а какие категорически нельзя – только по индивидуальной реакции детей можно узнать, что для него лучше в разных ситуациях.

  При выборе музыки необходимо учитывать настроение и темперамент ребенка. В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, в основном они смешаны. У человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника.

  Очень спокойным детям полезно слушать маршевые мелодии, музыку в виде «Аллегро», если ребенок возбужден и беспокоен – классическую, сонаты, инструментальные концерты.

  Анкетирование провели  для родителей подготовительных групп. Результаты показали, что некоторые родители считают - значимость музыки для здоровья и развития детей, важно. С этой целью они посещают с детьми концерты, беседуют о музыке. У большинства имеется фонотека с детским репертуаром. Дети этих родителей посещают музыкальные кружки.  Но есть и такие родители,  которые не придают особого значения музыки в развитии своего ребенка.  Они считают, что приобщение музыке, должны делать в детском саду, поэтому дома они этим не занимаются.

      Общие сведения - влияние музыки на здоровье человека. (Видеоролик № 1).


    Как известно, ребенок начинает различать звуки с момента рождения. В первую очередь он начинает понимать, а со временем и реагировать, на голоса родителей и других близких родственников. Музыка также положительно влияет на ребенка и его здоровье. Если правильно сделать подборку музыки, то с ее помощью можно и успокоить малыша, и развеселить его, и даже помочь поправить здоровье. Не зря музыку часто называют источником гармонии. Сферы ее применения весьма разнообразны. К примеру, с помощью ее использования можно улучшить речевые функции у ребенка дошкольного возраста.  (Приложение № 3 «Логоритмика»).

Однако если музыка будет содержать множество громких звуков, то это отрицательно скажется на нервной системе наших детей.

     В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика.

   Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой.        В системе логопедической работы с дошкольниками логоритмика способствует решению общеобразовательных задач, содействует умственному и эстетическому воспитанию детей а так же выполняет  оздоровительную функцию.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.


Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под Ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

На занятиях должны соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Г.А. Волкова в учебном пособии «Логопедическая ритмика»  выделяет следующие средства этой методики:

·        ходьба и маршировка в различных направлениях;

·        упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

·        упражнения, регулирующие мышечный тонус;

·        упражнения, активизирующие внимание;

·        счетные упражнения;

·        упражнения, формирующие чувство музыкального размера
или метра;

·        упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

·        ритмические упражнения;

·        пение;

·        упражнения в игре на детских музыкальных инструментах;

·        самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевы-
ми нарушениями;

·        игровая деятельность;

·        упражнения на развитие творческой инициативы;

Логоритмические занятия проводятся 1 раз в неделю музыкальным руководителем и воспитателем. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Практика показала, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

 

В нашем детском саду имеются музыкальные уголки, в которых находятся

музыкальные инструменты – духовые (дудочка, свирель), ударно-клавишные (детское пианино, металлофон, ксилофон), ударные (бубен, барабан), струнные
\(балалайка) – позволяют детям различать тембры разных музыкальных инструментов. Дети в зависимости от характера музыки подыгрывают – польку – на погремушках, марш – на барабане, а колыбельную – на металлофоне. Звуки металлофона, пианино, дудочки приводят детей в спокойное, уравновешенное состояние.

    Но, особенно  детям нравится звук металлофона. Его чарующие звуки могут остановить и успокоить плачущего ребенка, вызвать интерес и желание извлечь эти звуки самому. Металлофон помогает и установлению внимания детей, его негромкий звук активизирует процесс вслушивания, узнавания.

Для слушания музыки в дошкольном возрасте мы предлагаем небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждало детей, а слишком быстрый темп затруднял восприятие мелодии, вызывал неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность.

Мы предлагаем использовать инструментальные и вокальные произведения следующих композиторов – классиков: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и многих других. Именно классическая музыка способствовала наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей.

Дети общаются с высокохудожественными произведениями искусства, т.е. используются не отдельные произведения тех ли иных видов искусств, а их синтез.  Синтез музыки, поэзии, и живописи. Этот путь общения детей с искусством называется полихудожественным подходом в воспитании дошкольников. Н. А. Римский – Корсаков так говорил о воздействии на человека этих трех видов искусств: «Живопись дает образ и мысль и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова дает мысль, и по ней надобно воссоздать мысль и образ».

Было отмечено благотворное, гармонизирующее воздействие музыки на детей во время восприятия ими «Лунной сонаты » Л.Бетховена, «Лебедя» Сен-Санса, «Утра» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», «Сладкой грёзы» П.И. Чайковского, а также произведений Моцарта и Равеля.

Рисование под классическую музыку повлияло на выбор детьми цветовой гаммы – от темных тонов малыши постепенно переходили к более светлым, ярким тонам, это позволяет снимать внутреннее напряжение неконтактных детей и сосредоточить, уравновесить состояние гиперактивных.

Таким образом, нами было установлено, что специально подобранная музыка в момент рисования как бы «просветляет» психоэмоциональное состояние детей, а спокойный характер и негромкое звучание стимулирует их изобразительную деятельность.

Мы рекомендуем развивать пространственные представления детей.

Эти упражнения помогают неконтактным детям освоить все пространство музыкального зала, а гиперактивным использовать это пространство целенаправленно. Для этого мы предлагали детям ходьбу в разных направлениях, танцы, хороводы, игры «Построй поезд», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик» и т.д.

    Использовать на развитие координации движений и мелкой моторики. Эти игры важны для всех детей, но особенно для гиперактивных, у которых моторика и координация движений страдают особенно сильно.


Например «Курочка», «У ребяток ручки хлопают», «Где наши ручки? », использовали музыкально-речевые игры, в которые вошли малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки), игры-сценки. Подбирать упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Игры и упражнения развивающие коммуникативные навыки.

    В большой степени поведение ребенка определяется и его индивидуально- психологической направленностью, темпераментом. Поэтому и подходы к детям разного типа неодинаковы.


Так, дети, относящиеся к сангвиникам, флегматикам, являются сильными – они хорошо переносят возрастные нагрузки, поэтому могут иметь соответствующий их возрасту режим дня, длительность, сложность занятий. Для детей с этим типом темперамента чередование видов деятельности (восприятие музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) позволяет выстраивать динамику музыкального занятия таким образом, при котором оно может быть построено на смене настроений, использовании контрастной по настроению музыки (расслабление и возбуждение) или на создании кульминации, когда происходит постепенное эмоциональное насыщение и возрастание двигательной активности, сменяющееся к концу занятия расслаблением (от спокойной, тихой музыки и плавных движений до энергичных, высвобождающих энергию движений, и к концу занятия снова постепенное успокоение и расслабление).

Однако, иногда приходится отступать от традиционного построения занятия с такими детьми, исходя из состояния, в котором дети приходят на занятие. Так, например, если дети возбуждены и им трудно усидеть на месте, лучше начинать с подвижных игр, танцев  – это облегчит переход к дальнейшему ходу занятия.

Дети, относящиеся к холерическому типу, также сильные, но у них возбуждение преобладает над тормозными процессами, поэтому они утомляются быстрее и требуют более частой смены видов деятельности. В работе с этими детьми надо вводить в занятия игровые элементы, с помощью которых задаем правила игры и побуждать малышей следовать этим правилам.

Если дети сангвиники и холерики эмоциональны, контактны и это важно поддерживать, то флегматиков, которые мало контактны и медлительны, надо активизировать через их эмоциональную сферу, чтобы помочь им установить хорошие контакты с окружающими.

Стремясь установить с ребенком контакт и помочь ему изменить свое состояние, мы не требуем, чтобы ребенок делал по правилам, мы не ограничиваем активность ребенка. Роль взрослого на этом этапе – это роль наблюдателя, но не пассивного, а активно следующего за ребенком, помогая ему музыкальными средствами, такими, например, как сопровождение действий ребенка музыкой, исполняемой на инструменте. Музыка при этом должны быть созвучна настроению и характеру действий ребенка.

Педагог может комментировать движения, выполняемые ребенком, пением. При этом текст пропевается под мелодию, соответствующую настроению ребенка. Дети же слабого типа – меланхолики – требуют особого внимания – щадящего режима, помощи при выполнении задания, эмоциональной поддержки, музыкального взаимодействия на занятии.

Такое участие взрослого является наиболее безопасным (не пугает и не настораживает ребенка) и дает возможность установить взаимодействие. Это может быть совместное музыкальное переживание – выбирая музыкальный фрагмент, педагог отражает эмоциональное состояние ребенка, поет об этом. Совместная игра на детских музыкальных инструментах помогает установить с ребенком более тесные эмоциональные отношения.


Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

   Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.

Достоинствами музыкотерапии являются:

 1. Абсолютная безвредность;

 2. Легкость и простота применения;

 3. Возможность контроля;

 4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

Сейчас у воспитателей и родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и CD-диски, могут найти музыку в интернете, с классической музыкой в традиционном исполнении.  Или кассеты с классикой, аранжированной специально для детей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то — нет. Вы должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш ребенок. Самое главное не навредить здоровье ребенку. Правильно подбирать музыку.

 (Приложения № 4 «Памятка для родителей»)

(Приложение № 5 «Памятка для воспитателей»)

(Приложение № 6  Фонотека «Классическая музыка для проведения музыки терапии»)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение № 1.

                                                     Анкета для воспитателей.

1. Какие формы музыкотерапии вы используете в своей работе?

    а) пение;

    б) логоритмика;

    в) танцы, хороводы;

    г) бравурная музыка.

2. Как часто используете музыку в своей работе?

    а) 1 раз в неделю;

    б) несколько раз в неделю;

    в) каждый день;

    г) 1 раз в месяц;

3. По характеру музыки, определите, к какому психотипу она относится?

    Холерик                                            контрастная

    Флегматик                                        классическая

    Сангвиник                                        бравурная

    Меланхолик                                     любая

4. Какая музыка полезна для здоровья?

    а) рок музыка;

    б) классическая;

    в) русская народная;

    г) современная.

5. Как вы думаете, игра на каком инструменте может творить чудеса?

    а) шумовые;

    б) металлофон;

    в) фортепьяно;

    г) дудочка;

    д) гармонь.

 

 

 

                                                                                                       Приложение № 2

Анкета для родителей.

1. Какое значение вы придаете музыке в развитии своего ребенка?

    а) считаю частью его будущего образования;

 

    б) отвожу одну из главных ролей;

 

    в) особого значения не придаю;

 

    г) другое.

 

2. Как вы приобщаете ребенка к музыке?

    а) посещаю с ним концерты;

 

    б) беседую с ним о музыке;

 

    в) считаю, что это должны делать в детском саду;

 

    г) другое.

 

3. Какие условия созданы для домашнего музыцирования?

    а) не занимаюсь этим;

 

    б) есть музыкальные инструменты;

 

    в) есть фонотека с детским репертуаром;

 

    г) другое.

 

Приложение № 3

Влияние музыки и музыкальных инструментов на органы человека.

 

Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов,
Орган – приводит ум в порядок, гармонизирует энергопоток позвоночника, это- проводник между космосом и землей
Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу
Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему
Флейта – очищает бронхолегочную систему, любовь, снимает раздраженность и озлобленность
 Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости
Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление
Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение
Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки

       Если у вас появились некоторые проблемы с настроением или со здоровьем обратитесь к этому списку музыкальной фонотеки.

 

Для снятия утомляемости

Э.Григ “Утро”,

П.И. Чайковский “Времена года”

М.П.Мусоргский “Картинки с выставки”.

Для снятия раздражения:

П.И. Чайковский “1-й концерт для фортепиано с оркестром”,

Л.В. Бетховен “Лунная соната”

И.С. Бах “Кантата № 2”,

Для снятия тревожности:

Шопен“Вальсы, прелюдии,

Штраус “Вальсы”,

П.И. Чайковский “Вальс цветов”,

Рубинштейн “Мелодия”,

Огинский “Полонез”,

Бах “Прелюдии и фуги”

Оркестровки А.Скрябина.

Для подавления депрессии, улучшения настроения:
Скрипичная и церковная музыка. Гендель “Менуэт”,

Бизе “Кармэн” часть 3.
Для головной и другой боли:

Моцарт “Дон Жуан”

Лист “Венгерская рапсодия 1”, Хачатурян “Сюита Маскарад”,

Гершвин “Американец в Париже”.
Для спокойного и крепкого сна:
Сибелиус “Грустный вальс”, Шуман “Грезы”,

Глюк “Мелодия”

Для расслабления:

Ж.Бизе “Пастораль”,

Д.Д. Шостакович “Романс из кф “Овод”,

К. Дебюсси “Лунный вечер”.

 

         Пение - это пропевание гласных звуков. Например, если петь гласные, то:

А - насыщает организм кислородом,
Е - удаляет избыток отрицательной энергии,
И - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши,
О - оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие,
У - оказывает положительное воздействие на область живота,
Э - укрепляет сердечно - сосудистую систему,
Ю - при болезнях почек, мочевого пузыря, костей,
Я - оказывает обезболивающий эффект,
Ё - воздействует на нервную систему, спинной мозг.

Упражнение «Не плачь, куколка моя»

(на развитие тонких движений пальцев рук)

Упражнение можно выполнять под мелодию русской народной, песни «Ах вы сени».

Педагог говорит, что Натка замарала всю свою одежду и теперь придется заняться стиркой.

Хором. Не плачь, куколка моя,

Остаешься ты одна. (Имитировать укачивание куклы)

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать (Загибать поочередно пальцы)

Твои платья и носки,

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток, (Имитировать движения)

В таз насыплю порошок. (Имитировать движения)

Пену снежную взобью. (Имитировать движения)

Как стираю — покажу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4.

 

Мамам на заметку!!!

1.Не стоит включать музыку громко. У ребёнка слух очень хороший, поэтому резкие громкие звуки могут взволновать или испугать его, из-за чего он станет беспокойным и плаксивым.

2.Выбирайте время для прослушивания музыкальных композиций правильно. К примеру, утром и вечером, перед сном, очень полезно включать ребёнку классическую музыку.

3.Отдавайте предпочтение классической музыке. Кроме того, что она успокаивает ребенка, она также способствует его интеллектуальному развитию. Музыка должна быть спокойной, чтобы не сделать малыша раздражительным и беспокойным.

 

      Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

                                  Список произведений классической музыки.

– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

 – Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.

 – Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.

 – Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.

 – Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.

 – Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.

 – Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.

 – Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

 - Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

Памятка для педагогов.

 

                                                 В своей работе используйте:

1.  Песенки  распевки - любая веселая мелодия поднимает детям настроение, улучшает эмоциональный настрой.

 

     2. Дыхательная гимнастика - положительно влияет на обменные процессы.

 

     3. Артикуляционная гимнастика – улучшает речь детей.

 

     4. Игровой массаж – нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.

 

     5. Пальчиковые игры – благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь ребенка.

 

     6. Речевые игры - развивают музыкальный слух.

 

     7. Музыкотерапия -  улучшает эмоциональный настрой ребенка.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

1.Не стоит включать музыку громко. У ребёнка слух очень хороший, поэтому резкие громкие звуки могут взволновать или испугать его, из-за чего он станет беспокойным и плаксивым.

2.Выбирайте время для прослушивания музыкальных композиций правильно. К примеру, утром и вечером, перед сном, очень полезно включать ребёнку классическую музыку.

 

3.Отдавайте предпочтение классической музыке. Кроме того, что она успокаивает ребенка, она также способствует его интеллектуальному развитию. Музыка должна быть спокойной, чтобы не сделать малыша раздражительным и беспокойным. 

Комментарии   

0 #1 Оксана 19.11.2014 21:44
Татьяна Дмитриевна,спас ибо за консультацию. Очень интересно и познавательно.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика
Copyrigcht © 2013 YaDemon248@mail.ru (Zarinsk)