Вы здесь: Главная
Методика
Для коллег
Консультация для педагогов «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»



^Вверх
Цели и задачи:
Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников, умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.
. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка. Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности. Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.
. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной, народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки.
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Жихорка", "Лисичка сестричка и волк", "Петушок и бобовое зернышко", "Чудесный платочек".
В старшей группе автор использует народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: "Лиса и кувшин", "Крылатый, мохнатый да масляный", "Заяц – хвастун", "Финист- Ясный сокол", "Сивка- бурка", Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушай родителей, Уважай старших и т. д.) но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например: Сказка «Репка», «Теремок», учит детей быть дружными трудолюбивыми,«Гуси лебеди», «Сестрица- Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается; «Ховрошечка», «Царевна Лягушка».
Выступление руководителя театрального кружка
Предлагается соединить пословицы вместе.
- Загадки с точно названными признаками. Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Спать ляжет в дупло. (Сова)
- Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания. В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет. (Подсолнух)•
- Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)•
- Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т.е. содержащие и отрицание, иносказание. Не украшения, а серебренный, не пастух, а стадо овец пасет. (Месяц)
- Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками .Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
Педлагаются участникам придумать сои загадки.
Проводиться конкурс Скороговорок.
Проводятся игры с сотрудниками: «Сокол и Лебедушка», «Заря , зарница».
Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в повседневной жизни, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать потребность общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности.
. Создание предметно – развивающей среды.
Просмотр видео презентации
В работе по приобщению детей к русской народной культуре используются следующие методы:
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) ;
-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок) ;
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами
3. Разгадывание кроссворда
По горизонтали
4/.Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (Поговорка)
6. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (Басня) .
7. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (Былина)
8. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (Сказка) .
9. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (Анекдот) .
По вертикали
1. Устное народное творчество, «народная мудрость» (Фольклор) .
2. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (Песня)
3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения. (Загадка)
4. краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (Пословица)
5. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая переплясом (Частушка) .
4. Круглый стол по вопросам.
• Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
• Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?
• Какие методы и приемы (нетрадиционные) вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре
• Какие малые формы фольклора можно использовать во время проведения утренней гимнастики, физкультурного занятия?
• Какое влияние оказывает предметно-развивающая среда на приобщение ребенка к русской народной культуре?
• Что включает в себя система работы по ознакомлению детей с русской народной культурой.
• Интеграцию каких образовательных областей затрагивает знакомство с русской народной культурой?
• Формы совместной деятельности воспитателя и детей по данной теме.
Презентация своей работы.
Сообщения воспитателей (Из опыта работы)
• Приобщение детей к русской народной культуре через игру (воспитатель )
• Знакомство дошкольников с русской народной песней (муз. руководитель .)
• Использование фольклора в развитии двигательной активности детей. (инструктор по физо .)
• Устное народное творчество в развитии речевой активности детей
.Тестовые задания по теории и методике детского изобразительного творчества.
Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Обведите кружочком тот, который Вы считаете правильным.
- Что не является задачей обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности?
Варианты ответа:
а) содействие развитию творческой личности;
б) развитие эстетического восприятия;
в) формирование способности к обучению;
г) развитие творческих способностей;
д) формирование мотивов изобразительной деятельности.
Ответ – а
- Определите, что не является принципом построения предметно-развивающей среды на занятиях по изобразительному творчеству детей в ДОУ?
а) стимулирование активности, самостоятельности, творчества;
б) дистанция и сближение позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта;
в) последовательность освоения предметного действия в раннем возрасте;
г) принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
д) комплексирование и гибкое зонирование, т. е. определенность места и расположение материала по изобразительной деятельности.
Ответ – в
- Средством художественной выразительности в предметной лепке является…
Варианты ответа:
А) пластичность, передача формы и движения;
Б) величина;
В) акцентирование на отдельных признаках предмета;
Г) композиция;
Д) части предмета.
Ответ – а
- Дети средней группы составляют узоры по мотивам росписи… .
Варианты ответа:
а) хохломской;
б) городецкой;
в) гжельской;
г) дымковской;
д) в средней группе росписи не используют.
Ответ - г
- К какому разделу программы относится задача обучения детей выполнению элементов декоративной росписи (завиток, цветок, ягода, листок?
Варианты ответа:
а) составление узора;
б) изображение предмета;
в) передача связного содержания;
г) ознакомление с материалом;
д) техника изображения.
Ответ - а
- Целью обучения изобразительной деятельности детей является….
Варианты ответа:
а) формирование знаний;
б) формирование навыков;
в) формирование умений;
г) содействие развитию творческой личности;
д) подготовка к школе.
Ответ – г
- Какое произведение, которое чаще всего применяется в методике ознакомления дошкольников с живописью, написано В. В. Васнецовым?
Варианты ответа:
а) «Март»;
б) «Богатыри»;
в) «Грачи прилетели»
г) «Девочки с персиками»;
д) «Тройка».
Ответ – б
- Наблюдение в изобразительной деятельности является.
Варианты ответа:
а) способом обучения детей изобразительным навыкам и умениям;
б) задачей обучения;
в) наглядным методом;
г) видом деятельности;
д) приемом обучения изобразительных умений и навыков
Ответ – в
Выставка: конспектов, игр
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.:Академия, 2000. –400с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.:Академия, 1999. –159с.3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с
3. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-
4.-С.5-8.5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.:Просвещение, 1970. –148с.6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.–255с.
5. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск:Академия Холдинг, 1976. –178с.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988.–328с.
7. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М.Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.
8. Дошкольная педагогика- июль 2008 г.
9. Дошкольное воспитание № 1, 2006 г.12. Дошкольная педагогика № 6 , 2006 г.13. Дошкольное воспитание № 1 , 2007 г.14. Дошкольное воспитание № 9, 2003 г. 18
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи