^Вверх

logo

Безымянный

 Цели и задачи:  

Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников,  умения находить средства выражения образа в мимике,  жестах, интонациях.

Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.

Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка. Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди   людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности. Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.

.   К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной, народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки.

  • . Детский фольклор:  прибаутки, потешки, песенки, пестушки, заклички, колыбельные, сказочки, считалки, хороводные игры, русские народные танцы  
  • . Потешка не только учит движению. Она и воспитывает,  учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес» Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Потешки можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах В более старшем возрасте 4-6 лет используются потешки как пальчиковые игры
  • . Сказки. помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказки используются во всех возрастных группах. В младшей группе автор опыта использует следующие сказки: "Колобок", "Теремок". "Гуси-Лебеди", "Кот, петух и лиса", "Лиса и заяц".

    В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Жихорка", "Лисичка сестричка и волк", "Петушок и бобовое зернышко", "Чудесный платочек".

       В старшей группе автор использует народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: "Лиса и кувшин", "Крылатый, мохнатый да масляный", "Заяц – хвастун", "Финист- Ясный сокол", "Сивка- бурка", Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушай родителей, Уважай старших и т. д.) но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например: Сказка «Репка», «Теремок», учит детей быть дружными трудолюбивыми,«Гуси лебеди», «Сестрица- Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается; «Ховрошечка», «Царевна Лягушка».

Выступление руководителя театрального кружка

  • . Считалки - это истории придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе. Требования считалки разнообразны и редко повторяются, например: В считалке «На золотом крыльце сидели Царь, Царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты такой? , Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей!  Нужно правильно ответить на вопрос: «Кто ты такой?». Есть считалки, где выигравший по расчету отдает свое право покинуть круг товарищу, а сам остается для новых испытаний: Катилась торба С высокого горба; В этой торбе: Хлеб, пшеница. С кем хочешь, С тем поделился. Вот где воспитывается и воля, и благородство, и доброта!  
  •  Пословицы и поговорки. В более, старшем возрасте 4-5 лет автор опыта использует пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например :Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут».Замечаю на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорю:«Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, можно применить такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит».«Одна пчела много меду не натаскает».Во время наблюдений, при составлении календаря погоды можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д. Пословицы и поговорки для детей надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опыта. Дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.- Апрель водой славен, почками красен.- Гусь как воевода в красных сапогах.

Предлагается соединить пословицы вместе.

  • . Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы. По типу структурной логической задачи существуют пять видов загадок.

- Загадки с точно названными признаками. Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Спать ляжет в дупло. (Сова)

- Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания. В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет. (Подсолнух)•

- Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)•

- Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т.е. содержащие и отрицание, иносказание. Не украшения, а серебренный, не пастух, а стадо овец пасет. (Месяц)

- Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками .Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое,  рама зеленая. (Озеро)  

Педлагаются  участникам придумать сои загадки.

  •  Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь». Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество. Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл: Федя филина боится- Ёжик желтой Филин может сыроежке рассердиться. Рад, как белочка орешкам. Серый зайка, зубки Остренькие рожки спрячь: У козы Сережки Не капуста это, мяч. И сказал Сережка: "Я боюсь немножко". Автор: Татьяна Агибалова

Проводиться конкурс Скороговорок.

  • . Заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда – то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, и переживаний. Заклички дают возможность ребѐнку в поэтической форме выразить своѐ эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребѐнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.) Солнышко, появись! Красное, нарядись! Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется Чтобы год от года проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает Была у нас погода! произносить их тихо, спокойно. Тише, куры, не шумите, Мово Ваню не будите, А мой Ваня будет спать, Будет глазки закрывать.  
  •  Хороводные игры, русские народные танцы

Проводятся игры с сотрудниками: «Сокол и Лебедушка», «Заря , зарница».

 Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в повседневной жизни, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать потребность общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности.

. Создание предметно – развивающей среды.

Просмотр видео презентации

В работе по приобщению детей к русской народной культуре используются следующие методы:

- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) ;

-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок) ;

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами

3. Разгадывание кроссворда

По горизонтали

4/.Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (Поговорка)

6. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (Басня) .

7. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (Былина)

8. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (Сказка) .

9. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (Анекдот) .

По вертикали

1. Устное народное творчество, «народная мудрость» (Фольклор) .

2. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (Песня)

3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения. (Загадка)

4. краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (Пословица)

5. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая переплясом (Частушка) .

4. Круглый стол по вопросам.

• Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

• Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?

• Какие методы и приемы (нетрадиционные) вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре

• Какие малые формы фольклора можно использовать во время проведения утренней гимнастики, физкультурного занятия?

• Какое влияние оказывает предметно-развивающая среда на приобщение ребенка к русской народной культуре?

• Что включает в себя система работы по ознакомлению детей с русской народной культурой.

• Интеграцию каких образовательных областей затрагивает знакомство с русской народной культурой?

• Формы совместной деятельности воспитателя и детей по данной теме.

Презентация своей работы.

Сообщения воспитателей (Из опыта работы)

• Приобщение детей к русской народной культуре через игру (воспитатель )

• Знакомство дошкольников с русской народной песней (муз. руководитель .)

• Использование фольклора в развитии двигательной активности детей. (инструктор по физо .)

• Устное народное творчество в развитии речевой активности детей 

 .Тестовые задания по теории и методике детского изобразительного творчества.

Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Обведите кружочком тот, который Вы считаете правильным.

- Что не является задачей обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности?

Варианты ответа:

а) содействие развитию творческой личности;

б) развитие эстетического восприятия;

в) формирование способности к обучению;

г) развитие творческих способностей;

д) формирование мотивов изобразительной деятельности.

Ответ – а

- Определите, что не является принципом построения предметно-развивающей среды на занятиях по изобразительному творчеству детей в ДОУ?

а) стимулирование активности, самостоятельности, творчества;

б) дистанция и сближение позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта;

в) последовательность освоения предметного действия в раннем возрасте;

г) принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

д) комплексирование и гибкое зонирование, т. е. определенность места и расположение материала по изобразительной деятельности.

Ответ – в

- Средством художественной выразительности в предметной лепке является…

Варианты ответа:

А) пластичность, передача формы и движения;

Б) величина;

В) акцентирование на отдельных признаках предмета;

Г) композиция;

Д) части предмета.

Ответ – а

- Дети средней группы составляют узоры по мотивам росписи… .

Варианты ответа:

а) хохломской;

б) городецкой;

в) гжельской;

г) дымковской;

д) в средней группе росписи не используют.

Ответ - г

- К какому разделу программы относится задача обучения детей выполнению элементов декоративной росписи (завиток, цветок, ягода, листок?

Варианты ответа:

а) составление узора;

б) изображение предмета;

в) передача связного содержания;

г) ознакомление с материалом;

д) техника изображения.

Ответ - а

- Целью обучения изобразительной деятельности детей является….

Варианты ответа:

а) формирование знаний;

б) формирование навыков;

в) формирование умений;

г) содействие развитию творческой личности;

д) подготовка к школе.

Ответ – г

- Какое произведение, которое чаще всего применяется в методике ознакомления дошкольников с живописью, написано В. В. Васнецовым?

Варианты ответа:

а) «Март»;

б) «Богатыри»;

в) «Грачи прилетели»

г) «Девочки с персиками»;

д) «Тройка».

Ответ – б

- Наблюдение в изобразительной деятельности является.

Варианты ответа:

а) способом обучения детей изобразительным навыкам и умениям;

б) задачей обучения;

в) наглядным методом;

г) видом деятельности;

д) приемом обучения изобразительных умений и навыков

Ответ – в

Выставка:  конспектов, игр

  • . Используемая литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.:Академия, 2000. –400с. 

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.:Академия, 1999. –159с.3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с

3. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-

4.-С.5-8.5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.:Просвещение, 1970. –148с.6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.–255с.

5. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск:Академия Холдинг, 1976. –178с.

6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988.–328с.

7. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М.Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.

8. Дошкольная педагогика- июль 2008 г.

9. Дошкольное воспитание № 1, 2006 г.12. Дошкольная педагогика № 6 , 2006 г.13. Дошкольное воспитание № 1 , 2007 г.14. Дошкольное воспитание № 9, 2003 г. 18

Комментарии   

+1 #1 Елена 24.11.2014 19:22
Работа класс! Дерзай, Танечка!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика
Copyrigcht © 2013 YaDemon248@mail.ru (Zarinsk)