Вы здесь: Главная
Методика
Для родителей
Семинар: «Устное – народное творчество в повседневной жизни детей дошкольного возраста



^Вверх
Цели и задачи:
Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.
. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка. Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности. Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.
. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной, народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества как потешки.
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Жихорка, Лисичка сестричка и волк, Петушок и бобовое зернышко, Чудесный платочек.
В старшей группе автор использует народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: Лиса и кувшин, Крылатый, мохнатый да масляный. Заяц – хвастун, Финист- Ясный сокол, Сивка- бурка, Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушай родителей, Уважай старших и т. д.) но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например: Сказка «Репка», «Теремок», учит детей быть дружными трудолюбивыми,«Гуси лебеди», «Сестрица- Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается; «Ховрошечка», «Царевна Лягушка».
Выступление руководителя театрального кружка
Предлагается соединить пословицы вместе.
- Загадки с точно названными признаками. Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Спать ляжет в дупло. (Сова)
- Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания. В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет. (Подсолнух)•
- Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)•
- Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т.е. содержащие и отрицание, иносказание. Не украшения, а серебренный, не пастух, а стадо овец пасет. (Месяц)
- Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками .Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
Педлагаются участникам придумать сои загадки.
Проводятся игры с сотрудниками: «Сокол и Лебедушка», «Заря , зарница».
Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в повседневной жизни, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать потребность общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности.
Разгадывают кроссворд по теме семенарв.
. Создание предметно – развивающей среды.
Просмотр видео презентации
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.:Академия, 2000. –400с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.:Академия, 1999. –159с.3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с
3. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-
4.-С.5-8.5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.:Просвещение, 1970. –148с.6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.–255с.
5. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск:Академия Холдинг, 1976. –178с.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988.–328с.
7. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М.Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.
8. Дошкольная педагогика- июль 2008 г.
9. Дошкольное воспитание № 1, 2006 г.12. Дошкольная педагогика № 6 , 2006 г.13. Дошкольное воспитание № 1 , 2007 г.14. Дошкольное воспитание № 9, 2003 г. 18