^Вверх

logo

Наши фото

Скачать  презентацию:  Презентация творческой работы Тагильцевой Т.Д. формат презентации.

                                     Презентация творческой работы Тагильцевой Т.Д. формат PDF.

Любовь к родине начинается с семьи

                             Френсис Бэкон

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на   образовательные организации и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи: воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи.

Как нам педагогам решить данную задачу?

 Начинать надо с малого – с любви к своей семье, к своему дому.  Расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Можно ли   это делать без участия родителей?

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не на принципе параллельности.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно - всё это ведет к разрушению института семьи, потере национальной культуры.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Анкетирование показало, что большинство родителей осознают необходимость приобщения детей к истокам национальной культуры, но по ряду разных причин не уделяют достаточного внимания этой проблеме.

Как приобщить детей к национальным корням, необходимо ли это делать?

Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

В связи с этим, я поставили перед собой задачу: помочь молодым родителям разобраться   и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить уважать историю своей страны,   чтить национальные и семейные традиции, сохранить целостность и единство семьи, как национальную черту русского народа. 

С этой целью организовала детско-родительский клуб «Посиделки».  Была разработана рабочая программа на основе программы под редакцией О.Л. Князевой,М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Целью работы является: повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), обогащение детско-родительских отношений, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс как равноправных партнеров посредствам приобщения к традициям народной культуры.

Задачи:

- создать систему работы, по приобщению детей и родителей к истокам русской народной культуры;

- развивать позитивное отношение членов клуба к миру, познавательной активности и закладывать основы созидательной личности;

- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми и родителями;

- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д..

В детском саду созданы необходимые условия:

  • Мини –музей «Русь великая»;
  • дидактический материал;
  •  атрибуты, элементы костюмов для сюжетно ролевых, режиссерских игр, игры - драматизации;
  • музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты (бубны, погремушки, металлофоны и др.), музыкально-дидактические игры и пособия; картотека подвижных народных игр и фольклора,
  • методическая литература и др;
  • мультимедийная аппаратура.

Обязательное условие детско-родительских встреч: нет зрителей – все участники.Основными принципами работы Клуба являются:

  • добровольность, 
  • индивидуальный подход,
  • открытость,
  • постоянная обратная связь,
  • соблюдение педагогической этики.

В организации работы родительского клуба  использую разнообразныеформы: беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта, совместные праздники и развлечения и мн.др.

Большой акцент в организации  работы клуба сделала на народный фольклор. Врусском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, а так же черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. 

Не секрет, что с первых моментов появления ребенка  мама напевает колыбельную песню своему малышу. На наших первых посиделках мамочки несмело укачивали и напевали колыбельные, которую им пела их мама, а ребенок напомнил маме песню, которую она ему пела. 

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Инсценирование потешек «Ваня, Ваня простота», «Федул, Федул, чего губы надул…» привело в восторг даже самых серьёзных пап, главы семей вспоминали смешные случаи из детства, чем повеселили своих детей.

Творческие домашние задания «Старая сказка на новый лад» с инсценированием сюжета, позволили участникам клуба доказать индивидуальность каждой семьи: креативный подход, командный дух, масса эмоций объединило семьи, а как переживали дети за своих родителей, было ощущение, что детиответственны за своих родителей, а не наоборот.

Народные праздники «Капустник», «Сороки», «Кузьминки» организую по-домашнему, родители активноучаствуют в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дети и родители приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, традициям своей семьи. В праздничных обрядах активно задействовую художественное слово, русские народные музыкальные инструменты, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Взрослые, впервые узнали многие тонкости, как проводились праздники на Руси, как они назывались. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка во взаимодействии и на примере своих родителей.      

Особая роль в работе клуба отводится исследовательской деятельности семей. Наши встречи строятся в форме вопроса: «Зачем нам знать, как жили люди в старину?»,  «Как строили дома на Руси?», или «Для чего нужны эти необычные предметы?» и др. Задается проблема, решение которой детям и родителям нужно найти в процессе встречи и дома. При этом обязательно осуществляется связь поисковой работы с практической деятельностью.

Очень интересно прошел цикл поисково-исследовательских занятий «История появления народных инструментов», родители вместе с детьми находили историю появления инструментов, изготавливали инструменты из подручного, бросового материала и каждая семья презентовала свою работу. У детей появился неподдельной интерес к истории появления народных инструментов.

На педагогическом мероприятии с детьми я продемонстрирую исследовательскую деятельность детей. 

В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. А так же

  •   у детей расширились   представления о ценностях и многообразии народной культуры.
    • у детей отмечается активный интерес,  к культуре собственного народа, к его традициям.
    • Дети отражают в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

  Родители же:

  • Познакомились с культурой и традициями, спецификой народных праздников.
  • В группах совместно с родителями был создан музей народного быта.
  • Оформили фотоальбомы, семейные газеты: «Наши семьи», «Семейные праздники», «Все работы хороши», выставка «Семейные реликвии», «Наш детский сад».
  • Создали вместе с детьми картотеку подвижных народных игр и фольклора.

  Необходимо отметить, что все родители, участники Клуба,  осознали воспитательное значение народной культуры, ощутили связь времен и поколений. Работа Клуба получила положительные отзывы родителей,  что означает,  что тема актуальна и требует дальнейшего   использования  как  в процессе воспитания и развития детей, так  и в развитие взаимодействия родителей и детского сада.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;
  2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001;
  3. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997;
    1. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005;
    2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004;
    3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
Яндекс.Метрика
Copyrigcht © 2013 YaDemon248@mail.ru (Zarinsk)